Вы думаете, курьеры в Москве копейки получают? История успеха кыргызстанца

Доолотбек Талантбек устроился в столице России курьером и развозил москвичам еду. За несколько лет работы кыргызстанец сумел накопить достаточно денег, чтобы открыть инвестиционные вклады.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Путь к успеху кыргызстанца Доолотбека Талантбека был тернистым: его бизнес по продаже машин закрылся, а брат попал в тюрьму. Чтобы погасить кредиты, молодой человек стал курьером в Москве. Оказалось, что для него черная полоса в жизни стала взлетной.

— Расскажите о себе.

— Я родился в одном из сел Нарынской области. Мой папа был госслужащим, занимался экологией. Мама преподавала в школе экономику. В 2005 году в стране случилась революция. После смены власти начались кадровые перестановки, и отцу не дали работать. Мы решили переехать в Москву, как обычные мигранты. Я попал туда в 2008-м, мне тогда исполнилось 17 лет.

— Как ваша семья прижилась в Москве?

— Папа улетел первым. Думаю, ему пришлось нелегко, ведь на родине он был начальником, выполнял важную государственную работу, а в Москве устроился обычным оператором в цех, где делали искусственные елки.

Заработала на квартиру в столице в 25 лет — история девушки из кыргызского села

Первые полгода я только знакомился с городом, с людьми, посмотрел Кремль. Официально устроиться на работу не мог, так как был несовершеннолетним, но понемногу подрабатывал.

— Легко ли вам было найти работу в Москве? Ведь тогда мы не входили в ЕАЭС, и, насколько я знаю, у кыргызстанцев часто возникали проблемы с трудоустройством.

— Да, тогда иностранцам было нелегко. Тем более, мне нужно было найти такую работу, чтобы я мог совмещать ее с учебой в университете. Сначала я устроился мерчендайзером в магазин, но от холодильников сильно дуло, и это ударило по моему здоровью. Я продержался там пару месяцев и ушел.

Устроился в цех, где работал папа. Там есть специальные агрегаты, которыми надо управлять, чтобы делать разные модели искусственных елок. В то время на заводе были хорошие зарплаты: при курсе доллара в 30 рублей нам платили по 35 тысяч в месяц. Мне хватало на учебу, проживание и питание.

Я поступил на юридический факультет вуза, где год обучения стоил 43 тысячи рублей. На следующем курсе оплата поднялась до 93 тысяч, но я все равно мог это потянуть. 

Вы думаете, курьеры в Москве копейки получают? История успеха кыргызстанца

— Как вы все успевали?

— Работал в ночную смену. Она заканчивалась в восемь утра, но я настраивал агрегат и уходил в шесть, чтобы успеть на учебу. Другие ребята меня прикрывали.

В турецком общежитии порядки, как в тюрьме, — история бизнесмена из Бишкека

Спал я в метро по пути в университет, а потом на переменах пил кофе. В 16:00 пары заканчивались, и я снова мог поспать в метро, пока ехал домой. Через пару часов нужно было опять собираться на работу. Домашние задания я умудрялся делать на заводе.

Однако через два года обучения понял, что юриспруденция — не мое, эра юристов и экономистов прошла, надо выбирать другой путь. Хотя я хорошо учился.

— Как вы открыли свой первый бизнес?

— Мы с братом стали возить в Москву автомобили из Европы. Находили по 2-3 машины в Литве или Германии, наши знакомые выкупали их, и мы легко перепродавали. Клиенты были всегда, потому что в столице авто стоили очень дорого, а у нас — в 2-3 раза дешевле.

Например, Volkswagen Golf в Москве продавали за 180 тысяч рублей, а в Литве он стоил 40 тысяч. Мы же перепродавали его за 100-120 тысяч рублей.

Загвоздка в том, что россиянам нельзя было ездить на машинах с иностранными номерами, а кыргызстанцам, украинцам, казахстанцам и другим — можно. В основном мы везли дешевые авто, они продавались гораздо быстрее дорогих. Наш бизнес просуществовал до 2015 года: потом стоимость "растаможки" выросла, и нам стало невыгодно этим заниматься. 

Вы думаете, курьеры в Москве копейки получают? История успеха кыргызстанца

— А что потом?

— Я спокойно отношусь ко всем изменениям, какой-то трагедии в этом не было. У меня имелась накопленная сумма, и я решил вернуться в Кыргызстан, чтобы открыть тут какой-нибудь бизнес — кафе или ферму... Впервые за семь лет я приехал на родину.

Как бишкекчанка выступала в лучшем ночном клубе Таиланда — история скрипачки

Брат решил построить на берегу Иссык-Куля двухэтажный дом в 200 квадратных метров, и оказалось, что это очень дорогое удовольствие. Пришлось отдать много денег на стройматериалы, оплату работникам и, конечно, за все разрешительные документы. Побегав по кабинетам чиновников, я понял, что пока не хочу начинать здесь бизнес. Оставил все деньги брату, чтобы он достроил свой дом, и уехал обратно в Москву.

Там у нас все было хорошо. Мама работала в микрокредитной компании, была на хорошем счету. Сестра училась в университете, и мы все друг друга поддерживали. Я хотел открыть в Москве бизнес, но тут с братом случилась беда. Он попал в нехорошую компанию, его задержали по криминальным делам. Осудили на семь лет.

Во время разбирательства мне пришлось работать одному: мама постоянно летала в Кыргызстан ради брата. Каждая такая поездка обходилась в 80-100 тысяч рублей. Нужно было закрывать все расходы, кредиты, и я устроился курьером в московский ресторан.

Как продажа машины прославила парня на всю страну — история бишкекчанина

— Каково это — работать курьером в Москве?

— Все думают, что курьеры получают копейки. На самом деле я зарабатывал 100-120 тысяч рублей в месяц, вкалывая по 12 часов в сутки. Я всегда искал возможность подработать и не тратил лишнего.

— В фильмах часто демонстрируется пренебрежительное отношение к мигрантам из Центральной Азии. Вы с этим сталкивались?

— Ничего такого не замечаю. В Москве у меня много друзей, потому что я и сам хорошо отношусь к людям. Наверное, стереотипы про мигрантов существовали лет 15-20 назад, сегодня этого нет. Все зависит от человека: бывает, коренного москвича никто не любит, зато с приезжим все готовы дружить. 

Вы думаете, курьеры в Москве копейки получают? История успеха кыргызстанца

— Сейчас вы всерьез занимаетесь инвестициями на фондовой бирже. Как пришли к этому?

— Я всегда интересовался данной темой, читал книги, но не те, которые пишут профессора, а Дональда Трампа, Брайана Трейси, Наполеона Хилла, Роберта Кийосаки. Все, о чем они говорят, ведет к тому, что уметь инвестировать — выгодно. Просто зная, как это работает, ты можешь получать больше денег, чем в бизнесе. 

— А я слышала, что более 90 процентов людей, которые играют на Forex или фондовых биржах, прогорают...

— Я не советовал бы людям без специальных знаний лезть в эту сферу. Вообще стараюсь никому не рассказывать, что у меня есть деньги на инвестиционных счетах. Люди начинают интересоваться, вкладывают средства, прогорают и потом злятся на меня.

Есть и другой нюанс: если к вам приходит представитель инвестиционной компании и настоятельно предлагает вложить деньги, здесь скорее всего что-то нечисто. Крупные игроки не будут заморачиваться с частными лицами, им это неинтересно.

Сколько можно зарабатывать на выброшенных бутылках — история кыргызстанца

Многие кыргызстанцы работают в сетевых пирамидах, где заработок формируется по принципу "приведи знакомого и получишь больше". Люди приводят знакомых, те отдают деньги в надежде получить хорошую прибыль, а потом компания закрывается. Моя сестра попалась на этом три года назад. Подошли люди, предложили вложиться, обещали высокие проценты. Насколько я помню, сестра с мужем вложили 8 тысяч долларов и до сих пор не могут получить их.

Не ведитесь на высокие проценты! Если вам обещают 50-60 процентов прибыли в год, тут явно что-то не так. При классическом варианте 10-12 процентов прибыли — это хорошо, а 25-30 — очень выгодно.

Мне улыбнулась удача — я выгодно вложился и хорошо заработал. Взять ту же курсовую разницу. Помните, когда доллар за одну ночь скакнул с 63 до 74 рублей? Я за ночь получил с каждого портфеля 213 тысяч. Вот такой хороший бонус.

Я накопил достаточно средств, чтобы открыть в Москве кафе японской кухни. Суши и кофе — самые продаваемые блюда сейчас: пока я работал курьером, анализировал рынок. Мы уже подготовили все, нашли помещение, оборудование, но началась эпидемия...

Сейчас мы потихоньку возвращаемся к этой идее. 

Вы думаете, курьеры в Москве копейки получают? История успеха кыргызстанца

— Насколько я знаю, во время карантина вы не сидели дома, а помогали соотечественникам в Москве.

— В этом году я посвятил себя общественной работе. Так как состою в Международной ассоциации предпринимателей, три месяца помогал посольству, диаспоре, разным сообществам, развозил продукты.

Грязные схемы недобросовестных ломбардов Бишкека раскрыл эксперт — интервью

Я понял одну вещь: власти создают для кыргызстанцев в Москве очень хорошие условия, но у людей все равно много негатива. Многие считают, что им все должны, а это неправильно. Например, некоторые наши сограждане явно нарушали карантин, не соблюдали дистанцию, не следовали правилам. Российская сторона могла бы сказать, что никому помогать не будет, но она закрыла глаза на многочисленные нарушения.

Я на своей машине доставлял продукты нуждающимся. Часто ко мне относились так, будто курьера вызвали. Например, могли издевательски спросить: "А может, ты пакеты до квартиры донесешь?". Ну хорошо, без проблем... Потом выяснялось, что люди позвонили в пять-шесть организаций и взяли от каждой по продуктовому набору на неделю. Иногда нам и вовсе заявляли: "Мы вообще-то не нуждаемся, просто хотели посмотреть, вы правда работаете или нет".

Иногда выходили люди с дорогими украшениями, телефонами. Я говорил: "Вы свой одиннадцатый IPhone не светили бы. Могли бы продать его и жить четыре месяца". И таких случаев было очень много — наверное, процентов 60.

Куда можно выгодно вложить деньги в КР — разбор рисков с главой Госфиннадзора

Из-за этих людей не смогли получить помощь те, кто по-настоящему в ней нуждался. Мы принимали огромное количество заявок, но не всем успевали развозить пакеты.

— Вы планируете и дальше жить в Москве, или не исключено, что в будущем вернетесь на родину?

— Мне здесь нравится, в Москве у меня много хороших друзей, планы. Однако все равно рано или поздно придется вернуться домой, сделать что-то полезное для страны. Я решил, что тут буду заниматься бизнесом, а на родине — реализовывать мечты.