Вступивший 14 октября в должность новый министр иностранных дел Кыргызстана Руслан Казакбаев совершил визит в Москву, где провел переговоры с российским коллегой Сергеем Лавровым и руководителями других ведомств.
В преддверии отъезда из России глава кыргызского МИД в интервью корреспонденту РИА Новости Елене Протопоповой рассказал, о чем шла речь на многочисленных встречах в Москве, о финансовой помощи России по поддержке бюджета республики, о ситуации в стране в поствыборный период и об организаторах беспорядков, а также о перспективах укрепления российской авиабазы "Кант" вблизи Бишкека.
— Сооронбай Жээнбеков накануне своей отставки снял с должности посла в РФ Аликбека Джекшенкулова. По вашему мнению, почему он пошел на такой шаг и есть ли кандидатура на этот пост?
— Назначение посла или отзыв посла любой страны является политическим решением руководства страны. Я узнал об этом после выхода в правительственных СМИ указа, что одним из последних указов экс-президента Жээнбекова был отзыв посла. Это политическое решение, и я не могу подробно комментировать данный вопрос.
Он обратился в Министерство иностранных дел по этому указу, так как это было политическое решение экс-президента. Создана комиссия, она рассматривает вопрос.
Что касается назначения на его место — это политическая должность, рассматриваются различные кандидатуры, решение будет принимать наш премьер-министр, исполняющий обязанности президента. Кого-то конкретно назвать трудно, потому что официально еще никого не предлагают, а неофициально, как и в любой стране, желающих очень много. Но это будет политическое решение.
— Вы тоже будете участвовать в его принятии?
— Да, конечно. Могу заверить: кто бы ни стал послом в Москве, столице страны — нашего стратегического партнера, он с удовольствием будет работать с вами. Конечно, мы будем стараться быстрее решить этот вопрос, но конкретных сроков сейчас нет.
Глава МИД России ответил на вопросы о финансовой помощи Кыргызстану
— Если говорить о бюджете Кыргызстана, есть прогнозы, что из-за пандемии, и не только из-за нее, будут немалые потери бюджета. Как вы собираетесь решать этот вопрос, будете ли обращаться к партнерам за помощью, к кому?
— Да, сейчас социально-экономическое положение в Кыргызстане непростое. Этому предшествовали пандемия, связанная с коронавирусной инфекцией, в связи с ней упадок общей экономики, доходов в бюджет, закрытие границ.
К сожалению, с закрытием границ с некоторыми соседями снизился товарооборот и в двустороннем формате, и в рамках ЕврАзЭС. Этот вопрос также связан с неким политическим кризисом в поствыборный период, после 4 октября.
Вы знаете, что экономика и финансы любят тишину. Наши инвесторы — и внутренние, и зарубежные — в связи с коронавирусной инфекцией и неким политическим кризисом приостановили свою деятельность. В результате к концу года мы ожидаем дефицита бюджета от 35 до 45 миллиардов сомов, в долларах это 400-450 миллионов. Для Кыргызстана это, конечно, очень ощутимая сумма.
Да, мы обращаемся к международным донорам и благодарны им. Мы хотели бы поблагодарить, конечно, российскую сторону, наших соседей — Китай, Казахстан, а также Евросоюз, Всемирную организацию здравоохранения и другие международные институты, Международный валютный фонд, Азиатский банк, Всемирный банк — за содействие Кыргызстану в борьбе с коронавирусной инфекцией.
В целом сейчас по борьбе с коронавирусом нам выделено около 780 миллионов долларов — всеми этими структурами, странами и международными институтами, Россия в списке этих стран. Около 340 миллионов долларов поступило, остальные задерживаются, но есть "дорожная карта", по которой мы надеемся получить эти суммы. Особая благодарность российской стороне, что в пик пандемии оказала нам экономическую и техническую помощь.
— А из этих 780 миллионов долларов каков вклад России?
— Россия традиционно помогает в определенные периоды. Что-то в конкретных суммах сейчас отразить сложно. Особая благодарность российским врачам, которые приехали и героически зашли в "красные зоны", когда наше бывшее правительство и Министерство здравоохранения находились в достаточно растерянном состоянии. Российские врачи оказали содействие, составили протоколы лечения.
— Мы сейчас говорим о поддержке в связи с пандемией коронавируса, а что с помощью по поддержке бюджета Кыргызстана?
— Что касается поддержки бюджета — мы обратились к нашим стратегическим партнерам в рамках ЕврАзЭС, в том числе к Российской Федерации. Мы и прежде обращались, но вчера еще раз обсудили этот вопрос. Если конкретно касаться России, я бы отметил выделение 100-миллионного кредита по линии Фонда развитии и стабилизации, где основным учредителем является Россия. Также отдельно я обратился по выделению гранта на социальную поддержку для социальных выплат и поддержки бюджета. Ни для кого не секрет, что мы почти ежегодно получаем поддержку от РФ для оказания социальной помощи нашему населению.
Путин впервые лично высказался о ситуации в Кыргызстане
— Вы уже договорились?
— Мы поставили вопрос в Москве. У нас вызвали некоторую обеспокоенность публикации в некоторых российских СМИ, что РФ в связи с политической ситуацией в Кыргызстане приостанавливает свои проекты в отношении Кыргызстана, оказание финансовой помощи.
Вчера у меня были переговоры с моим коллегой Сергеем Викторовичем Лавровым по этому поводу, где он озвучил, что это неофициальное заявление. Кто что говорит — это к ним вопросы.
А так по линии наших правительств должна продолжаться работа по конкретным срокам оказания содействия со 100-миллионным кредитом. Приостановления финансово-экономической помощи нет, но в то же время (в России. — Ред.) выражают желание скорейшей стабилизации политической ситуации в Кыргызстане. Речь не только о 100-миллионном кредите — мы также просим грантовую поддержку бюджета.
Теперь о грантовой помощи. Конкретных сроков и конкретной суммы нет, но есть намерение российской стороны по мере определения ясности политической ситуации в Кыргызстане оказывать эту помощь. Я вчера еще озвучивал, что когда между странами стратегические отношения, они не должны смотреть только на трудные периоды или помогать друг другу только в трудный период. Мы чувствуем и получаем поддержку Российской Федерации в любое другое время.
— Как на сегодня вы можете охарактеризовать обстановку в Кыргызстане?
— Я считаю, что это внутренние дела страны, но вместе с тем хочу внести ясность, что, как вчера отметил Сергей Викторович Лавров, некая критическая ситуация уже преодолена. У нас сейчас работают легитимный парламент, легитимное правительство, премьер-министр Жапаров Садыр Нургожоевич — он действующий премьер-министр, исполняющий обязанности президента. Ситуация сейчас стабильная. Конечно, продолжаются достаточно активные дискуссии, политические баталии между политическими силами в Кыргызстане. Это связано в первую очередь с предстоящими президентскими и парламентскими выборами, конституционной реформой, с внесением изменений в Конституцию, выбором конкретной формы правления в Кыргызстане — президентской или парламентской. В связи с этим, конечно, идут активные дискуссии.
В ближайшие полгода планируется провести в стране конституционную реформу. Позавчера был принят закон о внесении изменений в закон о выборах в парламент и выборы президента республики. В связи с этим не позднее 1 июня должны быть проведены конституционная реформа, президентские и парламентские выборы.
Каждый день происходят события. Идет спор о толковании Конституции, толковании законов. Но закон позволяет. Не позднее 1 июня, может, через два, а может, через три месяца мы это закончим. Закон позволяет до 1 июня. Хотя идут активные дискуссии с разнополярными мнениями.
— Как вы оцениваете сроки конституционной реформы?
— Могу точно сказать, что в течение шести месяцев мы все закончим. Есть несколько путей, если мы пойдем по пути сначала принятия конституционной реформы, а потом проведения выборов, думаю, в течение трех месяцев можно провести конституционную реформу, потом сразу же президентские и парламентские выборы. О конкретных датах трудно сейчас говорить. По крайней мере мы приложим все усилия, чтобы в ближайшие полгода все вошло в стабильное русло.
Часто сейчас говорят о легитимности в Кыргызстане. Да, у нас легитимный парламент шестого созыва работает, легитимный премьер-министр, и. о. президента работают, правительство, которое утверждено не только парламентом, но и указом президента, уже экс-президента.
Поэтому хочу добавить, что меня, конечно, удивляет позиция некоторых наших партнеров в рамках региональных организаций, которые настороженно следят за событиями в Кыргызстане и не спешат активизировать двусторонние и многосторонние отношения.
— Вы можете назвать кого-то из этих партнеров?
— Это будет не совсем дипломатично.
— С кем вы встречались в Москве во время своего визита?
— С очень многими. Это было не только на официальном, протокольном уровне, были и частные встречи с достаточно высокопоставленными лицами. Это нормальное явление, мы всегда с удовольствием, любой наш руководитель, приезжаем в Москву. Между стратегическими партнерами, союзниками так и должно быть. Вообще, я за то, чтобы протоколы были сняты, но мы независимые суверенные государства, поэтому соблюдаем некий протокол этих встреч.
У меня сегодня уже третий день визита. Так как в последние восемь лет я немного отошел от внешней политики, мне надо было быстрее со всеми встретиться, узнать, что делается не только на двусторонней, но и на многосторонней основе. Исполнительные комитеты наших региональных организаций находятся в Москве.
По приезде я сразу встретился с генеральным секретарем ОДКБ Станиславом Засем, председателем Исполкома СНГ господином Сергеем Лебедевым. Встретился с верховным муфтием, хотел встретиться с патриархом всея Руси, но, к сожалению, из-за пандемии не получилось. Искренне желаю им всем скорее выздороветь.
Также у меня были встречи в Совете Федерации, с господином Константином Косачевым, с группой депутатов. У нас состоялась очень интересная беседа, я рассказал о ситуации в Кыргызстане, чтобы мы могли скорее активизировать двусторонние и многосторонние отношения, и, конечно же, о проблемах, которые имеются в постпандемический и поствыборный период. Было очень интересно, я остался доволен всеми этими встречами.
Вчера состоялась основная встреча — с моим коллегой Сергеем Викторовичем Лавровым. Мы обсудили весь спектр вопросов нашего стратегического партнерства и союзничества — и на двусторонней, и на многосторонней основе.
Потом у меня была встреча с замруководителя администрации Дмитрием Николаевичем Козаком и со всеми его коллегами. Вы знаете, что российская сторона сыграла важную роль в стабилизации поствыборной политической ситуации в Кыргызстане, за что мы искренне благодарны. Мы обсуждали не только ситуацию в Кыргызстане, в целом говорили о социально-экономическом положении, работе нашего правительства, о политических мероприятиях, которые нам сейчас предстоит провести одно за другим.
Конечно, обсуждали оказание поддержки со стороны России и других партнеров в рамках ЕврАзЭС — экономической, финансовой помощи со стороны РФ по поддержке бюджета, социальных выплат на этот непростой период.
Были также просьбы об оказании помощи во время второй волны пандемии. У нас статистика по заболевшим растет.
Состоялся еще ряд встреч, но они были неофициальными.
— Вы упомянули Дмитрия Козака, который в разгар волнений посетил Бишкек. Каков был вклад России в стабилизацию обстановки?
— Вы знаете, что у нас были жесткие дискуссии внутри Кыргызстана. Я сам прямой участник, один из сопредседателей одной из ведущих политических партий, участвовал в выборах, во всех этих митингах. Конечно, мы не ожидали, что все это превратится в такие беспорядки.
Хочу отметить, что беспорядки произошли не только из-за политических разногласий между политическими партиями и действующей властью. Думаю, что они произошли не без участия провокационных сил — не только внутри страны, но и за рубежом. Не хочу сейчас останавливаться на конкретике, это я уже обсуждал здесь, в Москве. Это по информации наших партнеров, в рамках наших региональных организаций.
В поствыборный период у нас образовался управленческий вакуум, в течение где-то пяти-десяти дней. Это и есть политический кризис, когда правительство и спикер ушли в отставку, президент на несколько дней был как бы изолирован. Он был легитимен, но не вел активную деятельность. И в это время, конечно же, было достаточно сильное противостояние между легитимным президентом и определенными политическими силами и в то же время между провластными политическими и оппозиционными политическими силами.
Все это могло перерасти в массовый беспорядок и кровопролитные действия. Здесь, конечно, и Россия, в первую очередь, а также другие наши партнеры делали заявления, оказывали информационно-моральную поддержку.
Большую роль также сыграли наши здоровые политические конструктивные силы, совет старейшин, интеллигенция, молодежь. При их содействии нам удалось очень быстро, по сравнению с 2010 годом, все привести в правовое конституционное русло. Буквально за две недели закончилось все это, чем мы можем, конечно, гордиться: политическое сознание людей достаточно высокое.
Удалось все решить мирно. В этом, конечно, особую роль сыграла Российская Федерация. Это была консультационная, информационная, моральная поддержка стратегического партнера и союзника.
Садыр Жапаров встретился с послом России в Кыргызстане — о чем говорили
— Вы сказали, что внешние силы оказали влияние на обстановку в Кыргызстане после выборов…
— Конечно, у каждой страны есть свои интересы — политические, экономические, по вопросам безопасности. Ни для кого не секрет и не нужно быть политиком, чтобы это понять: события в Кыргызстане определенные силы пытались повернуть с учетом своих геополитических и, конечно, экономических интересов, касающихся их вопросов, вопросов безопасности. Но, наверное, проще сказать, по распространению своих ценностей — политических и идеологических.
Многие аналитики сейчас пишут, многие партнеры говорят, в том числе наш экс-президент, — это нормальное явление. К этому я нормально отношусь. Прежде всего мы, сами кыргызстанцы, должны беспокоиться о своем суверенитете, о безопасности своей страны, об устойчивости, инклюзивном и устойчивом развитии государства.
— Достаточно ли у Кыргызстана сил, чтобы противостоять давлению на внутреннюю ситуацию извне?
— Не только у Кыргызстана, но и у наших партнеров, наверное, достаточно сил бороться по каким-то направлениям для обеспечения своей безопасности. По каким-то направлениям не только у нас, но и у других может не хватить своих сил. Поэтому и созданы региональные организации. Не только мы, весь мир интегрируется, создаются региональные организации, глобальные организации по обеспечению экономической и идеологической безопасности, по борьбе с международными вызовами, угрозами, международным терроризмом.
Поэтому мы являемся членами ОДКБ, Шанхайской организации сотрудничества. Прямая уставная функция ОДКБ — охранять своих членов и партнеров от внешней агрессии, в первую очередь включая все виды безопасности.
Например, в Кыргызстане в свое время находились две (иностранные) базы, они охраняли нашу столицу. У нас даже ходил анекдот, что самый безопасный город в мире — это Бишкек, потому что с одной стороны его охраняет американская база, а с другой — российская.
Сейчас у нас находится российская база в городе Канте. Она является компонентом Сил быстрого развертывания стран ОДКБ и гарантом стабильности не только в Кыргызстане, но и целом нашей организации, всех наших партнеров. Силы есть, их достаточно.
— Вы сказали, что встречались с господином Засем. Вы говорили с ним о базе "Кант"? Будет ли она укрепляться, расширяться?
— Не буду скрывать, в предыдущие годы при прежних властях были некоторые намерения, возможно, об открытии учебной базы на юге республики с учетом угрозы терроризма со стороны соседних стран, например Афганистана. Сейчас этот вопрос не рассматривается.
Что касается базы "Кант", могу сказать только, что у нас твердая принципиальная позиция о сохранении этой базы как компонента гаранта стабильности и безопасности Кыргызстана и стран ОДКБ. Никакого пересмотра ранее подписанных соглашений не будет.
А о расширении мы готовы разговаривать, если российская сторона или страны ОДКБ инициируют такой вопрос. Конечно, мы будем его обсуждать.
— То есть Кыргызстан не против расширения базы "Кант"?
— Сперва пусть последуют предложения, дальше будем рассматривать.
— В ходе событий этого месяца в Кыргызстане не было угрозы, достаточной для привлечения сил ОДКБ?
— По уставу ОДКБ не имеет права вмешиваться во внутренние вопросы страны. Организация должна защищать от прямой внешней агрессии, а в случае политических или других провокаций это вопрос не к ОДКБ, а больше к спецслужбам.
Как выглядели президенты КР в первые и последние дни правления — фото
— Какие планируются зарубежные визиты у и. о. президента, премьер-министра Садыра Жапарова?
— Мы часто обсуждаем это в Кыргызстане, есть определенные приглашения отдельных стран. Но, конечно же, мы имеем намерение первый визит совершить в Москву.
— То есть первый зарубежный визит Жапарова будет в Москву?
— Да. Это я обсуждал со своими коллегами, с Сергеем Викторовичем Лавровым и в администрации (президента РФ. — Ред.). Надеюсь, в ближайшее время нам дадут ответ по дате.
— Будет ли зависеть дата визита Жапарова от проведения конституционной реформы и других внутриполитических событий?
— Я просил, чтобы визит состоялся независимо от этого, потому что наши союзнические, стратегические отношения не должны зависеть от политической ситуации в Кыргызстане, от проведения политических мероприятий в Кыргызстане или в России. Они должны продолжаться всегда.