Мечтаю пролететь над горами Кыргызстана — Эльнура, ставшая пилотом в Турции

Что нужно, чтобы стать пилотом, кому сложнее учиться — девушкам или парням и какие чувства испытывает пилот, когда шасси отрывается от земли, рассказала кыргызстанка, проживающая в Турции.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Эльнура Ураимова уже 12 лет живет за пределами Кыргызстана, и пилот самолета — ее вторая профессия, а первая — менеджер по связям с общественностью и рекламе. Sputnik Кыргызстан в рамках рубрики об интересных историях кыргызстанцев за границей побеседовал с девушкой и узнал, как она шла к профессии своей мечты.

— Расскажите немного о себе.

— Я родилась 13 июня 1990 года в селе Мырзаке Узгенского района, где и прошло все мое детство. Родители у меня педагоги, нас у них трое. После окончания школы я приехала в Турцию на учебу, да так и осталась тут. Живу в Стамбуле, окончила школу пилотов. Сейчас сдаю тесты на знание английского и жду ответов от авиакомпаний.

Мечтаю пролететь над горами Кыргызстана — Эльнура, ставшая пилотом в Турции

— Как у сельской девочки появилось желание стать пилотом самолета?

— С детства я была близка к технике, очень интересовалась устройством машин, самолетов. Моя тетя по материнской линии тоже живет в Турции, она вышла замуж за военного летчика. Когда я училась на рекламщика, он часто водил меня на экскурсии, мы посещали исторические места, он много рассказывал мне о полетах. Так я стала мечтать о карьере пилота. Конечно, много думала и сомневалась, смогу ли водить самолет, нужна ли девушке такая профессия. И вот я уже летаю (смеется).

— В обществе много стереотипов относительно девушек. Насколько трудно стать пилотом?  

— Конечно, мужчине сподручнее водить машину, управлять сложной техникой, а девушки нежнее и слабее. Поэтому, если смотреть с этой стороны, девушке намного сложнее стать пилотом. Взять те же практические занятия, на которых мы осваиваем аппаратуру, приборы в кабине самолета или учимся управлять воздушным судном. Некоторые девушки боятся даже дотронуться до руля и приборов. Я больших трудностей на практике не испытывала, наверное, потому что был огромный интерес к профессии, да и училась на отлично.

Вначале нас учили летать на легкомоторных самолетах. Если честно, управлять ими намного сложнее, так как сильно зависишь от потоков воздуха, погоды и других факторов. Причем трудно было не только девушкам — парни тоже не всегда владели ситуацией. 

Мечтаю пролететь над горами Кыргызстана — Эльнура, ставшая пилотом в Турции

— Есть какие-то особые требования к будущим пилотам при поступлении в школу? На что обращают внимание?

Была некая обида — беседа с кыргызстанцем, отслужившим во Французском легионе
— Ну, во-первых, здоровье — оно должно быть отличным, при этом у студента не должно быть страха высоты и так называемой морской болезни, то есть его не должно укачивать. Кроме основных предметов (математика, физика и так далее), особые требования к знанию английского. На экзаменах из 100 возможных нужно набрать как минимум 75 баллов, а это очень сложно. После того как мы приступили к тренировочным полетам, нас каждые полгода отправляли на медицинское освидетельствование. Проверяют зрение, сердечно-сосудистую систему, координацию и так далее. Кроме этого, для пилота очень важно иметь развитую интуицию. Например, при посадке нужно сесть на середину полосы, а визуально отследить это трудно. Поэтому часто пилот садится, опираясь на опыт, приборы и наитие.

— Расскажите, как прошел ваш первый полет?

— О-о-о, те эмоции никогда не забуду! Когда мы ехали на аэродром, я была как во сне и очень волновалась, не веря, что это происходит со мной. Но чувство беспредельной радости охватило меня, когда шасси оторвались от земли. После взлета инструктор сказал: "Бери управление в свои руки". Я летела и не верила, что все это наяву, тело дрожало от волнения, и в то же время пронзила мысль об ответственности за жизнь — свою и пассажиров. Тогда я поняла, как важно быть внимательным и осторожным, поняла всю важность своей профессии. После первого полета стала учиться еще лучше и влюбилась в свою специальность.

Мечтаю пролететь над горами Кыргызстана — Эльнура, ставшая пилотом в Турции

— Что бы вы посоветовали тем, кто мечтает стать пилотом?

Иностранцы отдадут многое за то, что мы имеем бесплатно, — мигрантка
— У этой профессии своя особенная романтика. Пилот летает в разные страны, знакомится с культурой разных народов, может посещать интересные места. У него развит кругозор, при этом чем больше стран он посещает, тем больше ценит и любит свою родину. Поэтому эта профессия притягивает людей. И меня именно это подтолкнуло к тому, чтобы стать пилотом. Но чтобы всего этого добиться, нужно много стараться, непрестанно учиться, быть целеустремленным.

Конечно, как в любой другой профессии, тут есть определенные требования. Кандидат должен обладать крепким здоровьем, хорошим вестибулярным аппаратом, умением концентрироваться, хорошо переносить нагрузки. Если у человека все это есть и есть желание и стремление добиться успеха, то он достигнет поставленных целей. 

Мечтаю пролететь над горами Кыргызстана — Эльнура, ставшая пилотом в Турции

— Вы собираетесь обратно в Кыргызстан?

— Конечно приеду, как я могу не вернуться на землю своих предков? Мечтаю пролететь над горами Кыргызстана, увидеть наши красоты с высоты. Хочу набраться опыта и потом работать на родине, делиться с коллегами, учиться у них новому. Из-за пандемии, к сожалению, многие авиакомпании, в том числе в Кыргызстане, временно прекратили набирать пилотов. Как только представится возможность, я исполню свою мечту и пролечу в небе своей родины.

Я также желаю, чтобы у нас стало больше образованных, культурных, целеустремленных молодых людей. Только так мы сможем развиваться и стать успешной страной.