За 12 лет у Майи была не одна возможность получить гражданство европейской страны. Но девушка не хотела лишаться кыргызского паспорта. Только после того как в Норвегии разрешили иметь двойное гражданство, она задумалась об оформлении документов.
— Как и почему вы переехали в Норвегию?
— Тринадцать лет назад я окончила университет в Бишкеке, работала на радио и мечтала много путешествовать. Так как я получила степень только бакалавра, а магистратура мне была необходима, решила, что учеба за границей — отличный шанс получить образование и беспрепятственно ездить по Европе и другим странам.
Не могу сказать, что очень хотела уехать в Норвегию. То, что я оказалась здесь, — удачное стечение обстоятельств. Я подала документы в несколько университетов. Представители вуза, который находится в Осло, ответили быстрее всего. Документы оформили всего за пару недель! Так я и оказалась в этой стране.
— Наверное, это было очень дорого...
— Образование в Норвегии бесплатное, но трат в Европе все равно много. Программа, по которой я прошла, подразумевает получение кредита, который позволил мне получать определенную сумму в месяц. Эти деньги покрывали оплату за общежитие, транспорт, еду и т.д.
К примеру, 10 лет назад я окончила университет, но выплачиваю кредит до сих пор. Человек сам выбирает, по какой схеме оплачивать кредит, — я растянула его на 15 лет. К слову, система очень гибкая, например, если ты не работаешь, то долг "замораживается". И только после того как ты устраиваешься на оплачиваемую позицию, начинаешь делать ежемесячные взносы, выплачивая кредит.
Однако если вы учитесь два года по программе, а потом возвращаетесь на родину (в страну, откуда подавали на программу), то долг списывается. Для студентов это очень удобно, особенно для тех, кто хочет получить образование за границей, а потом вернуться домой.
— Трудно было найти работу в Норвегии?
— Мне повезло, работу искать долго не пришлось. После окончания университета я, разговаривая с приятелем, узнала, что в стартап требуется человек, говорящий на английском и русском языках. Необходимо было заключать договоры с университетами по всему миру, продавать услуги через наш ресурс, а российский рынок был особенно интересен нашей компании. Таким образом мне пригодилось знание языков. Английский является разговорным в компании и возможностью работать с вузами глобально; благодаря русскому языку я смогла помочь компании открыть новый рынок и наладить работу с российскими и другими вузами СНГ.
За это время поняла одну прекрасную черту кыргызстанцев — мы не боимся работы. Например, норвежцы к переработке относятся так себе, даже с учетом того, что за нее платят. А мы, люди из Центральной Азии, понимаем, что надо много трудиться, чтобы хорошо зарабатывать и помогать близким. Мы готовы работать сверхурочно. В Европе, как и в любой другой стране, это качество очень ценится.
Дело в разном отношении людей к работе. Норвежцы относятся к ней как к важной составляющей жизни, но не самой главной. Для них важны личное время, семья и спорт. Для нас хорошая работа — шанс улучшить жизнь, и наши люди его редко упускают.
Кстати, недавно в нашу компанию устроился молодой человек из Кыргызстана, он делает большие успехи. Казалось бы, как в относительно небольшой компании в Осло могли встретиться два кыргыза (смеется)?!
— Как в Норвегии относятся к девушке из Кыргызстана?
— Очевидно, что многие иностранцы знают совсем немного о нашей стране. Надеюсь, что я восполняю эти пробелы. Когда училась в университете, одногруппник, узнав, что я из Кыргызстана, рассказал, что в восторге от Айтматова. Разумеется, мы сразу подружились.
Уверена, что все очень индивидуально; если ты интересный человек, любознателен, то сможешь найти общий язык с людьми. Правда, заметила, что некоторые европейцы, узнав, что девушка родом из постсоветской страны, считают, что она приехала в поисках богатого жениха. Конечно, об этом не говорят в лицо, но разговоры идут. Возможно, и ко мне порой так относятся, но когда узнают, что я живу в Норвегии 12 лет, у меня есть высшее образование, своя недвижимость и я с уважением отношусь к их культуре, отношение ко мне меняется.
Правда, мне повезло подружиться с местными, первое время они были очень закрыты, но потом я растопила их сердца (смеется).
— Я слышу разные мнения об отношении к женщинам в обществе. Как с этим обстоят дела в Норвегии?
— Права женщин защищены, девушка, если захочет, может даже в армию пойти служить. У нас в Кыргызстане считается нормальным выйти замуж и не работать. Здесь такое встречается крайне редко. Все женщины, которых я знаю, работают наравне с мужчинами. Тут не принято дарить цветы, ухаживать за девушками, как это заведено у нас. Многие женщины воспринимают ухаживания и обходительность мужчин как укор… Например, если молодой человек хочет оплатить ужин, его спутница может подумать, что этим поступком он показывает ее несостоятельность.
Своими глазами видела, как девушка несла огромный рюкзак, а ее спутник пил кофе и беседовал с ней. Я не вижу ничего плохого в том, что женщине открывают дверь, помогают надеть пальто или дарят цветы. Для меня нормально, что мужчина, будучи галантным, проявляет заботу о женщине.
Эти маленькие поступки лишь повод, чтобы ваш человек почувствовал себя любимым. Так считаю не только я, но и все больше девушек из Норвегии.
— Что вас больше всего удивило в этой стране?
— Зимой ночи в Норвегии длинные, с середины ноября по конец января в отдельных регионах солнце поднимается над горизонтом всего на пару часов. Зато иногда над головой танцует северное сияние! Чаще всего его можно наблюдать на севере, однако в редких случаях оно появляется и в Осло.
В Южной Норвегии световой день в зимние месяцы продолжается от двух до четырех часов. Казалось бы, что и проблемой это назвать сложно, но это так бьет по сознанию! Я выросла в солнечной стране, и мне в Осло солнца очень не хватает. Нужно употреблять много пищевых добавок, чтобы восполнить баланс недостатка витамина Д в организме.
Там, когда появляется маленький намек на блеклое солнышко, люди бросают все и идут гулять. На этом мои открытия не закончились. Я была в шоке от того, какие в Норвегии высокие налоги. Почти 40 процентов от зарплаты отдается государству. Местные жители относятся к этому спокойно, они понимают, что деньги получают уязвимые слои населения. Таким образом у государства получается сделать менее заметной финансовую пропасть между богатыми и бедными. Люди платят налоги, а им в свою очередь выплачивают неплохие пособия при необходимости.
— Знаю, что у вас была возможность получить гражданство Норвегии, но вы отказались и до сих пор являетесь кыргызстанкой…
— Действительно, я могла получить гражданство Норвегии много лет назад, но мне не хотелось лишаться кыргызского паспорта. Я не хочу приезжать домой как иностранка! С 2020 года Норвегия разрешила иметь двойное гражданство. Сейчас я оформляю документы, чтобы его получить.
— На протяжении 12 лет вы регулярно приезжаете в Кыргызстан. Как родина изменилась за эти годы?
— Я не могу быть объективной. Когда возвращаюсь домой, во мне бурлит энергия — это однозначно мое место силы. Была в разных странах, видела многое, но такой красоты, такой самобытной природы, как у нас, нет нигде. Вернее, есть, но у нас собрано все лучшее.
Конечно, в Кыргызстане есть проблемы, я тоже их вижу, но сейчас мне хочется напомнить о хорошем и себе, и вам. Человек устроен так, что не ценит этих моментов, а они невероятно важны!