В те январские дни внутренний двор столичного ГУВД напоминал не закрытую милицейскую территорию, а крутой автомобильный салон — все было заставлено дорогими иномарками. Машины были опечатаны и находились под постоянной охраной. "Ты здесь по работе или, как и я, потерпевший?" — спросил у меня знакомый прямо у ворот городской милиции.
Он был, похоже, на грани нервного срыва и пытался излить мне душу: "Вот я попал по–крупному! Почти пять лет копил деньги на хорошую машину, во всем себе отказывал, лишний раз даже детям подарки не покупал. Несколько месяцев назад купил на базаре крутую иномарку за 50 тысяч баксов. Теперь не знаю, что делать, она вместе с другими авто стоит здесь. Оперативники сказали, что внедорожник ворованный и подлежит конфискации, деньги мне вряд ли кто вернет", — сокрушался собеседник.
Разговор с руководством городской милиции приоткрыл завесу произошедшего. В городе уже стали распространяться слухи, что стражи порядка без всяких причин изымают у законопослушных граждан дорогие иномарки. Такой ажиотаж силовикам был совсем не нужен. Ссылаясь на тайну следствия, они рассказали, что им удалось раскрыть устойчивую криминальную схему легализации дорогих и престижных иномарок, числящихся в угоне в России. Для этого им понадобилось рекордное количество времени — почти год. К моменту моего разговора с правоохранителями уже была отслежена вся цепочка переправки машин в Кыргызстан, установлены основные фигуранты организации преступного промысла. В эту международную группировку входили не только сограждане, но и злоумышленники из Казахстана, Беларуси и России. В общем, преступники работали с размахом.
Оперативную информацию о том, что в Бишкек активно идет поток ворованных машин, сыщики получали по разным каналам уже давно. Но организаторы этой аферы действовали столь умело, что подобраться к ним было весьма сложно. Круг лиц, причастных к этому криминальному бизнесу, впечатлял.
С конца 90-х годов в Кыргызстане свободно легализовали около сотни ворованных иномарок. О существовании банды наши силовики узнали после официального уведомления белорусских коллег. За шесть месяцев до этого там местными правоохранителями были арестованы члены международной преступной группы. В ходе следствия стало ясно, что самая настоящая мафия в течение нескольких лет продавала угнанные крутые иномарки на всей территории бывшего СССР. Не остался в стороне и Кыргызстан.
В ГУВД Бишкека из Минска поступило уголовное дело в десяти томах. Вскоре к нам в командировку прибыли оперативники из Гродно. Ознакомившись с представленными ими документами, следователи, ведущие это поистине уникальное для нашей страны уголовное дело, пришли в ужас.
Преступную группу организовал в России 39–летний бывший гражданин Казахстана. Предприимчивый делец быстро смекнул, что у людей стали появляться большие деньги и "богатеньким Буратино" понадобятся крутые иномарки. Вскоре его преступный план стал приносить баснословную прибыль. Первая группа из 12 человек воровала машины. Но в самой России подобный "бизнес" вести весьма опасно, автоугонщики боялись попасться на крючок оперативникам. Поэтому группа решила перебраться в Беларусь, в спокойный Гродно. Именно там обосновался "мозговой центр" мошенников.
Теперь преступникам надо было легализовать свой бизнес, и вскоре они нашли довольно оригинальный способ. Всем ворованным машинам нужна была "белорусская прописка", нашлись умельцы, которые стали изготавливать металлические пластины с номерами несуществующих машин. С помощью автогена аккуратно вырезались настоящие номера со всех агрегатов иномарок, а затем впаивались подложные. Машина проходила предпродажную подготовку и полностью была готова к реализации
Со временем преступники пошли дальше. За несколько лет они наладили связи с "братками" в Европе. И когда в Гродно появлялась новая партия ворованных иномарок, в Германию или Венгрию отправлялся очередной заказ. Тамошним дилерам предстояло найти несколько десятков аварийных машин подходящей модели и цвета. В виде лома они переправлялись в Беларусь с документами. А дальше все шло по уже отработанной схеме. С битых иномарок срезали заводские номера, и через несколько дней они оказывались на паленых "лексусах" и "мерседесах". Остальной отработанный хлам благополучно списывался в утиль.
Теперь, имея на руках настоящие предпродажные документы на автомобиль, можно было спокойно искать покупателей. В желающих приобрести почти новенькие машины недостатка не было. Вот и расходились краденые авто по всем республикам бывшего Союза. После этого казахи перегоняли находящиеся в розыске иномарки уже с новыми документами к границам Кыргызстана. Там за дело брались соотечественники, давно проживающие в России. Все это было сделано для того, чтобы не вызывать подозрения у пограничников и таможенников при пересечении госграницы. Как только автомобили оказывались на нашей территории, подключались представители наших криминальных структур. Именно они доводили дело до завершения и вступали в сговор с чиновниками и представителями различных разрешительных структур.
Правоохранители даже не представляли, какой огромный объем работы им предстоит.
— Только на первоначальном этапе расследования было выявлено 35 машин. Нам предстоит разыскать как минимум еще 62. Причем, по нашим сведениям, 76 иномарок стоят на учете в Бишкеке, а остальные разбросаны по всей территории Кыргызстана. По уголовному делу первоначально пока у нас проходят четверо. Но думаю, этот список еще не раз будет пополняться. Двоим предъявлено обвинение и избрана мера пресечения — содержание под стражей в СИЗО. Двое находятся под подпиской о невыезде, — поделилась тогда со мной старший следователь столичного ГУВД майор милиции Кымбат Курманалиева. — За время следствия к уже существующим десяти томам уголовного дела добавились три. Несколько месяцев сотрудники уголовного розыска и инспекторы ГАИ по всему городу охотились за этими машинами. Вы можете представить состояние хозяина иномарки, которому одетые в милицейскую форму люди сообщают, что его машина находится в российском федеральном розыске и нужно проехать с ними! По каждому автомобилю уже проведена комплексная экспертиза, и ее результаты полностью подтвердились. Все номера на заводских агрегатах фальшивые.
По имеющимся у сотрудников милиции данным, незаконные действия транснациональной преступной группы совершались при непосредственном участии сотрудников правоохранительных органов, государственных регистрационных служб не только Кыргызстана, но и всех государств ЕАЭС.
Кроме этого, у сыщиков были оперативные сведения, что угнанные из России авто после всех злоключений уже с кыргызскими госномерами вполне законно перегонялись в Таджикистан. Там весь автотранспорт меняли на тяжелые наркотики, которые переправлялись обратно в Россию. Подобный криминальный бизнес приносил многомиллионные барыши всем участникам преступной группы.
Впоследствии к уголовной ответственности были привлечены 19 человек. Двое из них оказались должностными лицами РЭО Департамента регистрации транспортных средств и водительского состава. В отношении 11 активных участников автомобильной "мафии" судом были избраны меры пресечения в виде заключения под стражу. Еще троим удалось в последний момент скрыться, их объявили в международный розыск.
Список конфискованных машин впечатлял — в их числе были дорогие кроссоверы и внедорожники. Более 82 процентов из списка изъятых автомашин оказались с измененными VIN-кодами, были и машины, ввезенные в Кыргызстан контрабандным путем из Грузии.
Как мне признались тогда милиционеры, незаконно к нам ввозились не только престижные легковушки, но и дорогие грузовые автомобили. В ходе проверки по пяти грузовым автомашинам чиновники возместили ущерб государству и произвели выплату таможенных платежей на более чем 7,6 миллиона сомов.