БИШКЕК, 14 апр — Sputnik. Владелец прав на шрифты Times New Roman, Arial, Verdana, Tahoma и Helvetica американская компания Monotype перекрыла для российских пользователей доступ к своей библиотеке на сайте, рассказал "Ведомостям" источник в российской IT-компании.
"Ведомости" убедились в этом: сайт Monotype в России доступен, но при попытке открыть страницу с каталогом шрифтов пользователь видит сообщение о запрете доступа. "Вероятно, владелец сайта установил ограничения, которые препятствуют в получении доступа к сайту", — указано в сообщении. Но при использовании VPN-сервиса страница открывается и пользователь при регистрации на платформе получает доступ к шрифтам.
В Monotype не ответили на запрос "Ведомостей" об изменении правил работы с российскими пользователями.
О том, что библиотека шрифтов Monotype недоступна для пользователей в России, стало известно 11 апреля, говорит собеседник "Ведомостей" в российской IT-компании. Но вероятно, что доступ мог быть закрыт и раньше, предполагает он. Официальных уведомлений об этом в его компании не получали.
Наиболее популярные шрифты Monotype сейчас доступны российским пользователям, например, в пакете Microsoft Office, которая в начале марта объявила о приостановке продаж в России. Представитель компании отказался от комментариев по теме сотрудничества с Monotype на российском рынке.
"Если в России сейчас и можно купить пакет Microsoft Office, то речь идет именно о коробочном решении. Но это именно те "коробки", которые были ввезены в Россию до начала марта, остатки. Новых партий, по моей информации, не было", — говорит руководитель аналитического агентства Content Review Сергей Половников. Он добавил, что работа шрифтов Monotype в этих решениях должна сохраниться. "Microsoft уже купила у Monotype права на эти шрифты. Конечно, Monotype может добиться запрета на использование шрифтов в России, но это слишком большая волокита, вряд ли компания на это пойдет", — отметил эксперт.
Любая компания, которая использует шрифт в коммерческой деятельности, должна приобрести на это лицензию у его правообладателя, обращает внимание креативный директор BBDO Branding Александр Загорский. "Шрифтовый файл такой же объект интеллектуальной собственности, как название компании и логотип", — пояснил он. Ограничения на шрифты Monotype вводились и ранее, напоминает Загорский. "Насколько мне известно, уже в конце 2016-го Monotype отказалась выдать лицензии на Times New Roman и Arial разработчику операционных систем Astra Linux НПО "РусБИТех", – говорит Загорский.
Шрифты используют компании, которые так или иначе работают с текстами: книгоиздатели, разработчики сайтов, крупные корпорации и госкомпании, которые сами производят ПО и любой другой лицензированный продукт, брендинговые и рекламные агентства и т. п., но рынок лицензий на использование шрифтов во многом близок к даркнету, обращает внимание управляющий партнер брендингового агентства Depot Алексей Андреев. Это сходство вызвано тем, что шрифты бывают платные и бесплатные, они могут распространяться на платформах их разработчиков, а могут на ресурсах крупных агрегаторов, таких как MyFonts, отмечает он.
Times New Roman, приводит пример эксперт, относится к категории популярных и "отчасти банальных" шрифтов, в дизайнерском сообществе его стараются не использовать. По его словам, у этого шрифта, как и у многих других, есть много аналогов, которые визуально напоминают его, но де-юре являются другим шрифтом. "На Monotype свет клином не сошелся. Аналогичные шрифты предлагает множество других платформ. Из российских, например, "Паратайп", — говорит Андреев.
"Шрифты Monotype уже более 40 лет применяются во всех популярных ОС Microsoft и Apple. Более того, некоторые органы власти до сих пор требуют применять именно такие шрифты при создании официальных документов, например, в сфере образования", – отметил директор по продуктовому маркетингу российского разработчика софта "МойОфис" Петр Щеглов. С переходом организаций на отечественный софт, по его словам, возник ряд проблем, в частности, с читаемостью шрифтов. При открытии в российских программах документов, созданных с использованием зарубежных шрифтов, ПО будет пытаться подобрать для отображения один из доступных и документ может просто "разъехаться", добавил Щеглов. Он утверждает, что "МойОфис" представлял бесплатные свободно распространяемые шрифты XO_Fonts — метрические аналоги популярных иностранных.
Но закрытие доступа к каталогу шрифтов Monotype — это еще не запрет российским пользователям использовать их, обращают внимание опрошенные "Ведомостями" юристы. Это не значит, что российские издательства, производители ПО и другие лица автоматически лишаются права на использование результатов интеллектуальной деятельности Monotype, подчеркнул управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин. У правообладателя есть право инициировать досрочное прекращение действующих контрактов, но это может быть сопряжено с какими-то финансовыми потерями для компании в виде неустоек и пени, добавил он.
"Не думаю, что правообладатель хочет кого-то наказать", — считает преподаватель Moscow Digital School Роман Лукьянов. Как правило, за любым запретом стоит все-таки какая-то экономика — невозможность обработки платежей, репутационные риски, биржевые риски и т. д., добавил он.
Федюкин предположил, что ограничение доступа к шрифтам Monotype "в обозримом будущем может привести к тому, что их использование станет невозможным". Но российское законодательство допускает механизм принудительного лицензирования, когда продукт можно использовать в стране даже после отказа правообладателя на предоставление лицензии — "в силу необходимости защиты интересов государства и общества", резюмировал он.