ЦА нужна Западу как зона хаоса. Эксперты о конфликтах в регионе и роли ОДКБ
Эксперты уверены: геополитическая обстановка сама по себе подталкивает страны ОДКБ к повышению эффективности объединения.
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенНакануне в Москве собрались лидеры стран Организации Договора о коллективной безопасности. По итогам саммита они
приняли совместное заявление, в котором говорилось в том числе о готовности обеспечить безопасность рубежей зоны ответственности ОДКБ в связи с ситуацией в Афганистане и на других внешних границах стран — участниц организации.
Центральная Азия продолжает привлекать внимание мировых игроков, заинтересованных в нестабильности у южных границ РФ, отмечают эксперты. Мнением о геополитической ситуации в регионе специалисты из Кыргызстана, России и Казахстана поделились на круглом столе "Конфликты на границах Центральной Азии: восстановит ли мир ОДКБ?", организованном дискуссионным клубом "Пикир".
Говоря о конфликтах в ЦА, участники дискуссии обсудили способы решения приграничных проблем между Кыргызстаном и Таджикистаном.
О конфликте на границе
Секретарь Совета безопасности КР Марат Иманкулов подчеркнул, что нерешенность приграничных проблем не может выступать основанием для вооруженных столкновений. Он напомнил первую статью Договора о коллективной безопасности, согласно которой страны-участницы обязаны воздерживаться от применения силы в межгосударственных отношениях.
"В советские годы границы республик проходили прямо по огородам и дворам. Вопрос очень спорный, однако при наличии политической воли правительств двух стран его можно решить. Затягивание ситуации, откладывание проблемы в долгий ящик может быть использовано некоторыми силами для нагнетания ситуации на границе", — отметил Иманкулов.
По его словам, кроме границ, имеются и другие нерешенные вопросы, например, совместное использование ресурсов. Эксперт подчеркнул, что у властей Кыргызстана есть политическая воля для решения приграничных проблем .
"Сразу после конфликта в конце апреля наш президент полетел в Душанбе, невзирая на то, что некоторые люди могли неправильно это понять. Он поехал туда, чтобы договориться, чтобы сделать шаг в сторону решения приграничных вопросов. Это говорит о наличии политической воли. Несмотря на ситуацию в приграничье, между Кыргызстаном и Таджикистаном сохраняется диалог, ведь мы соседи. Мы делаем все, чтобы решить проблему как можно быстрее", — сказал секретарь Совбеза.
О роли и функциях ОДКБ
Иманкулов подчеркнул, что конфликты на кыргызско-таджикской границе — это проблема, которую странам необходимо решить самостоятельно.
"Во время приграничного конфликта между КР и РТ некоторые спрашивали: почему ОДКБ не реагирует? Однако надо понимать, что организация поступила правильно, так как действовала по своему уставу", — отметил он.
При этом и Россия, и ОДКБ не раз заявляли, что готовы оказать необходимую помощь республикам в разрешении конфликта в рамках своих полномочий, напомнил глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович.
"Россия заинтересована в стабильности в регионе и готова сделать все, что в ее полномочиях, для урегулирования ситуации. Однако надо понимать, что РФ не может силой заставить примириться двух соседей, потому что Кыргызстан и Таджикистан — это две независимые республики, чей суверенитет нерушим", — заявил эксперт.
По мнению Мендковича, сократить применение оружия помогло бы размещение "третейских" пограничных частей вблизи спорных зон.
"Что может быть сделано? При согласии хотя бы одной из стран вблизи спорных зон можно было бы разместить пограничные части, которые будут вести мониторинг. Если кто-то начнет стрелять, они смогут зафиксировать, какая из сторон первой применила оружие. Также могла бы работать спутниковая разведка, патрульные беспилотники", — пояснил Мендкович.
Чтобы избежать вооруженных конфликтов, необходимо перевести вопрос в юридическую плоскость, подчеркнул он. Исторические документы, которые помогли бы решить приграничный вопрос, хранятся в Москве, и Россия выражала готовность оказать содействие по этой части.
Без совокупных исторических материалов решить приграничные проблемы очень сложно, добавил бывший посол Кыргызстана в Таджикистане Мирослав Ниязов.
"Надо иметь в виду не один, а несколько вариантов урегулирования ситуации. Говорить, что это стопроцентная гарантия безопасного решения, было бы неверно, но надежда все же остается", — полагает Ниязов.
О новом мировом порядке
После 24 февраля в мире установилась новая геополитическая реальность, этот факт необходимо осознать каждой стране, в том числе Кыргызстану, считает эксперт по вопросам национальной безопасности, ветеран спецслужб Таалайбек Джумадылов.
"Турбулентность сопровождается неопределенностью. Необходимо понять, какое место займет Кыргызстан в новом миропорядке. Хотим мы или нет, мы должны ответить на этот глобальный вызов и понять, чью сторону занимаем", — отметил он.
Приграничные вопросы могут быть решены только политико-дипломатическими способами, призывы к вооруженным столкновениям должны строго пресекаться, подчеркнул эксперт.
"Мы не одни с такой проблемой, в мире есть и более сложные кейсы по части спорных границ, так что решение в любом случае существует, но достигается оно не военно-техническими методами, а дипломатией. Правительства обоих стран должны строго пресекать любые попытки информационных вбросов, направленных на дестабилизацию ситуации, вплоть до уголовной ответственности за пропаганду войны", — заявил Джумадылов.
Директор Института стратегического анализа и прогноза при Кыргызско-Российском Славянском университете Аман Салиев отметил, что геополитическая ситуация должна подтолкнуть евразийские страны к повышению эффективности объединений.
"С одной стороны, мы наблюдаем за сменой миропорядка, ситуация сложная. С другой, перед нами открывается много возможностей, чтобы мы наконец начали решать вопросы, которые долго были нерешенными", — сказал Салиев.
О борьбе, развернутой против ОДКБ и ЕАЭС
По его словам, страны ЕАЭС с растущими рынками неудобны для крупных игроков — экономических гигантов.
"Организации, которые появились на постсоветском пространстве, чтобы восстановить сотрудничество, встречают серьезное противостояние в лице новой формы гибридной войны, когда многие конфликты ведутся через прокси-группы. В качестве прокси-формы используются целые государства, примером тому служит ситуация на Украине", — добавил эксперт.
Важно, чтобы гражданский сектор понимал эти моменты не через призму пропаганды, а через призму объективной реальности, которая формируется не через громогласные заявления, а прежде всего через науку, уточнил Салиев.
"Наша слабая сторона в том, что экономическая и историческая наука стали заложниками пропаганды. Реальность такова, что мы должны сотрудничать с соседями. Могут ли противники Таможенного союза и ЕАЭС предложить альтернативу?" — задался вопросом он.
Эксперт отметил, что потребность в сотрудничестве по линии ОДКБ была, есть и будет: на это влияют многие факторы — от географических до исторических.
"Однако не стоит ожидать, что только Россия должна решать все по линии ОДКБ. Надо выступать с собственными инициативами. Внешние угрозы для наших стран не исчезли. Например, в Афганистане достаточно сил и групп, которые представляют угрозу как для самой страны, так и для других государств", — заключил Салиев.
О глобальных угрозах извне напомнил и политолог Эдил Марлис уулу.
"Центральная Азия нужна коллективному Западу как второй Афганистан или расширенная зона хаоса. Является это давлением только на Россию или параллельно на Китай — другой вопрос. В рамках ОДКБ наши страны должны заняться укреплением организации", — подчеркнул он.
Сопредседатель Социалистического движения РК Айнур Курманов отметил, что в действиях сил, продвигающих политику против ЕАЭС и ОДКБ в Кыргызстане и Казахстане, наблюдается скоординированность.
"Между теми, кто выступают против Евразийского экономического союза и Организации Договора о коллективной безопасности, чувствуется координация и общее руководство ", — считает он.
По мнению Курманова, эти действия направлены на дестабилизацию обстановки в Кыргызстане и Казахстане.