Переход на 12-летнее обучение в Кыргызстане — аргументы "за" и "против"

В этом году Минобрнауки КР объявило о кардинальных реформах, среди которых переход на 12-летнее школьное обучение. Споры вокруг идеи не утихают по сей день. О ее преимуществах и недостатках — в материале Sputnik.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
В апреле министр образования и науки Алмазбек Бейшеналиев заявил, что школьники в Кыргызстане начнут учиться с шести лет, а нулевой класс будет упразднен. В мае стало известно, что переход на 12-летнее образование может произойти уже в 2024/2025 учебном году, если все будет готово.
В августе Бейшеналиев сообщил, что идею поддержало руководство страны. В сентябре министра задержали по подозрению в получении крупной взятки. Тем не менее подготовка к реформе продолжается.
Sputnik Кыргызстан изучил два мнения по поводу перехода на 12-летнее обучение: мы поговорили с родителем, доктором юридических наук Тимуром Иманкуловым и начальником Управления политики школьного образования и книгоиздания Минобрнауки Самаркул Умралиевой. В материале также использованы официальные пояснения, распространенные министерством ранее.

Общемировой тренд или лишний барьер?

В Минобрнауки считают, что 12-летняя система образования удобна для выпускников, которые планируют продолжать учебу за границей, ведь это общемировой тренд. По словам Самаркул Умралиевой, из-за 11-летней программы кыргызстанцы испытывают большие трудности с образованием за рубежом. Система действует в 136 странах, поэтому признать там отечественные аттестаты будет легче, уверяет министерство.
Однако есть и другое мнение. Тимур Иманкулов считает, что новая система лишь усложнит жизнь выпускникам, ведь большинство из них поступают в вузы государств Евразийского экономического союза, в том числе России.
"Какова цель этой реформы? Чтобы наши дипломы не соответствовали дипломам стран ЕАЭС? Нам нужно думать о согласовании с правилами, действующими на евразийском пространстве. Как аттестат о 12-летнем обучении будут согласовывать, например, с российскими стандартами? Сравните число наших абитуриентов, которые поступают в вузы России и Европы, тогда все вопросы снимутся сами", — заявил юрист.
Умралиева же привела в пример опыт Пакистана и Индии, где действует 12-летнее образование.
"Каждая страна заключает протокол о признании эквивалентности документов об образовании, школьном или высшем. В этом протоколе оговаривается эквивалентность аттестатов. Например, у Пакистана и Индии подписан с Россией протокол, согласно которому 12-летнее обучение в этих странах соответствует 11-летнему обучению в РФ", — отметила представитель Минобрнауки.

Безболезненный переход или мука для родителей?

Одним из преимуществ 12-летнего обучения министерство называет безболезненную трансформацию предшкольной подготовки в первый класс.
По словам Иманкулова, система предшкольной подготовки и первый класс неплохо сосуществуют и сегодня. Другие родители также отмечают, что в случае занятости у них есть возможность отдать шестилетнего ребенка в детский сад с 10-часовым режимом, а в случае внедрения 12-летней системы образования они будут вынуждены искать альтернативные варианты. Кроме того, родители переживают, что не все дети готовы учиться с шести лет.
Умралиева уверяет: все возрастные особенности детей будут учитываться при перестройке программы. Дескать, "высчитывается всё" — вплоть до того, сколько должен весить ранец шестилетнего первоклассника.
Календарь школьных каникул на 2022/2023 учебный год в Кыргызстане

Перегрузка школ или разгрузка детсадов?

Минобрнауки полагает, что прием детей в школу с шести лет значительно разгрузит детские сады и позволит принимать в них малышей более раннего возраста (например, с двух лет). Сегодня это невозможно из-за отсутствия мест.
В министерстве заявили, что система уже готова к переходу: при поддержке партнеров по развитию за последние несколько лет создали и оснастили около 4 тысяч классов предшкольной подготовки, которые ежегодно посещают порядка 102-107 тысяч детей 5,5-6,5 лет (это свыше 70 процентов от числа детей, которые идут в первый класс).
Иманкулов задается вопросом: если уже сейчас в обычном классе столичной школы вдвое больше учеников, чем положено, где в таком случае будут размещать нулевые классы?
"Когда моего сына принимали в школу, в параллели значилось 12 первых классов! Сейчас он учится в шестом. Все это время обучается в третью смену из-за переполненности классов. Даже пристройка дополнительного здания не решила проблему. Где будут учиться дети, если кабинетов физически не хватает?" — удивляется собеседник.
Не понимает он и другого: если в классах предшкольной подготовки и так обучаются более 70 процентов будущих первоклассников, зачем вводить дополнительный класс? По словам родителя, вопрос к материально-технической базе тоже "открыт по всем фронтам", в том числе по обеспечению школьников питанием.
Представитель Минобрнауки объясняет: в рамках подготовки к реформе ведутся расчеты по всем параметрам — начиная с законодательных аспектов и заканчивая помещениями для учащихся.
"По числу детей, которые потенциально будут охвачены реформой, работает отдельная группа. Мы подсчитаем их количество и сможем получить прогнозные данные. Потом будут проводиться дальнейшие расчеты. Будем учитывать, как много мест требуется, сравним проектную мощность действующих школ и фактический уровень их перегруженности", — говорит Умралиева.
Она напомнила, что в Кыргызстане строят новые школы, в частности, в Бишкеке в этом году сдадут в эксплуатацию 15 учебных заведений. Также запланированы масштабные проекты в сотрудничестве с Россией и Азербайджаном.

Удастся ли снизить нагрузку на учеников?

Учебная программа будет пересмотрена в сторону снижения нагрузки и ее равномерного распределения в течение 12 лет, заявляет Минобрнауки. По мнению специалистов министерства, это позволит детям иметь больше времени на развивающие кружки, спортивные секции, курсы по интересам и отдых.
"Одно из главных преимуществ реформы в том, что нам удастся сократить учебные часы. Все мировое сообщество движется в данном направлении. Снижение нагрузки позволит уделять больше внимания эстетическому, духовному, спортивному развитию детей", — отмечает Умралиева.
Однако Иманкулов не согласен с этим доводом.
"Откуда у ребенка появится больше свободного времени, если он будет учиться на год дольше? Снизить нагрузку можно и без перехода на 12-летнее обучение, например, оптимизировать образовательные программы", — заявил юрист.

Кто будет учить шестилетних первоклассников?

У сторонников реформы должны быть ответы на все вопросы, в том числе на тот, где Минобрнауки возьмет кадры для обучения дополнительной параллели, считает Иманкулов.
Умралиева уточняет, что проблема нехватки педагогов действительно актуальна для школ с русским языком обучения в Бишкеке и Чуйской области, но, например, в Нарынской или Иссык-Кульской областях ее не возникнет.
"Тем более в этом году у нас резко выросло число абитуриентов, поступивших на педагогические направления", — добавила собеседница.

По каким учебникам будут заниматься дети?

Тимур Иманкулов отмечает: если сегодня в школах Кыргызстана есть проблемы с учебниками, вопрос вряд ли решится после перехода на 12-летнее обучение — наоборот, ситуация скорее усугубится.
По словам Самаркул Умралиевой, сейчас специалисты просчитывают два варианта решения проблемы: бумажные и электронные версии учебников.
Руководство КР поддержало идею о 12-летнем образовании в школах — министр