00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
07:46
5 мин
Ежедневные новости
08:00
3 мин
Жаңылыктар
09:00
3 мин
Ежедневные новости
12:01
3 мин
Жаңылыктар
13:01
3 мин
Ежедневные новости
14:01
3 мин
Жаңылыктар
15:01
3 мин
Ежедневные новости
16:01
3 мин
Жаңылыктар
17:01
3 мин
Ежедневные новости
18:01
4 мин
Жаңылыктар
19:01
5 мин
Ежедневные новости
20:00
5 мин
Ежедневные новости
08:00
4 мин
Жаңылыктар
09:00
5 мин
Ежедневные новости
12:01
3 мин
Жаңылыктар
13:01
3 мин
Ежедневные новости
14:01
3 мин
Жаңылыктар
15:01
3 мин
Ежедневные новости
Ежедневные новости. Выпуск 16:00
16:01
6 мин
ОГО!
Люди и события, которые не оставили нас равнодушными
16:07
44 мин
Жаңылыктар
Жаңылыктар. Чыгарылыш 17:00
17:01
3 мин
Жума жыйынтыгы
апта ичинде болуп өткөн айрым окуяларга токтолобуз
17:04
46 мин
Ежедневные новости
Ежедневные новости. Выпуск 18:00
18:01
9 мин
Об экономике и не только
Продвижение идей Великого Турана — каковы цели Турции в ЦА?
18:10
55 мин
Жаңылыктар
Жаңылыктар. Чыгарылыш 19:00
19:01
7 мин
Спортбокс
Спорттук экипировкаларды тандоодо эмнеге көңүл буруу кажет?
19:08
40 мин
Ежедневные новости
Ежедневные новости. Выпуск 20:00
20:01
8 мин
Итоги недели
Информационно-аналитическая программа
20:09
53 мин
Ачык кеп
Кыргызстанда кант диабети “жашарууда”— диабетти алдын алуу иштерине кандай көңүл бурулуп жатат?
23:04
45 мин
ВчераСегодня
К эфиру
г. Бишкек89.3
г. Бишкек89.3
г. Каракол89.3
г. Талас101.1
г. Кызыл-Кия101.9
г. Нарын95.1
г. Чолпон-Ата105.0
г. Ош, Джалал-Абад107.1

Как кыргызстанцы стали зависеть от Китая — интересные факты об экономике

© AFP / PHILIPPE LOPEZВоеннослужащие Китая с флагом. Архивное фото
Военнослужащие Китая с флагом. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
Дороги, одежда, бензин и даже археологические раскопки... Все это объединяет китайский след. Редакция Sputnik Кыргызстан выясняла, в чем наша страна зависит от Китая.

БИШКЕК, 4 дек — Sputnik. Недавно Sputnik выяснял, зависит ли Кыргызстан от Турции. На этот раз речь идет о Китае и о том, какие есть рычаги, помимо военных, у могучего соседа.

Государственный долг

На конец сентября внешний государственный долг КР составил почти 3,8 миллиарда долларов, их них 1,7 миллиарда — перед Поднебесной. Причем задолженность перед Китаем выросла в 200 раз за последнее десятилетие.

 

КНР выдает часть кредитов с требованием, чтобы их реализовывали компании, которые выбирает китайское правительство. Яркий пример — модернизация ТЭЦ Бишкека. Именно Китай решил, что подрядчиком будет TBEA. Выяснилось, что в соглашении было немало подводных камней, например, что споры должны решаться не в Кыргызстане, а в Гонконге. Стоимость скандального проекта составила 386 миллионов долларов.

Кыргызстан брал огромные кредиты и на другие проекты в энергетике (подстанция "Датка", линия электропередачи "Датка — Кемин"), а также на строительство дорог (север — юг, Бишкек — Нарын — Торугарт). Их реализовывали также китайские компании.

Главный инвестор

Китай — один из крупнейших инвесторов в экономику Кыргызстана. Так, например, за I полугодие нынешнего года поступило почти 100 миллионов долларов — это больше трети всех инвестиций. Впрочем, приток средств как из Китая, так и в целом уменьшился по сравнению с 2017 годом.

 

Какие китайские компании работают в КР

Съезд Коммунистической партии в Пекине - Sputnik Кыргызстан
Чем грозит долг перед Китаем — о судьбах стран, бравших кредиты у КНР
Китайский бизнес активно внедряется в Кыргызстан. Например, за последние годы китайцы построили два нефтеперерабатывающих завода — в Токмоке и Кара-Балте ("Джунда"). Годовая мощность переработки — 400 тысяч и 800 тысяч тонн нефти соответственно. Правда, заводы до сих пор не загружены на полную мощность.

Немало и более мелких предприятий. Китай также рассматривает вариант строительства завода по сборке электромобилей в Кыргызстане.

Товарооборот — 33:1 в пользу Китая

 

В структуре нашего экспорта КНР занимает очень скромное место, недотягивая и до 5 процентов, а в импорте — порядка 40 процентов. Если смотреть по цифрам, то импорт из Китая в 33 раза больше, чем наш экспорт. Правда, недавно китайцы согласились открыть свой рынок и прекратить играть в одни ворота.

Кыргызстан закупает из Поднебесной в основном обувь, ткани, одежду и электрические машины.

 

Отметим, что многими товарами из КНР торгуют на наших крупнейших рынках, в том числе на "Дордое". На них работают тысячи кыргызстанцев.

Визовый вопрос

Летом 2016 года произошел теракт в посольстве КНР. Он привел к отказу от выдачи виз. Сотни студентов и предпринимателей не смогли выехать на учебу или на закуп товаров в Поднебесную. Вопрос решился только в прошлом году.

Гранты и помощь нашей армии

Продажа продуктов питания в одном из торговых контейнеров на Ошском рынке в Бишкеке. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
На сколько хватит еды в Кыргызстане, если соседи закроют границы
Китайская сторона регулярно выдает гранты. Например, на реабилитацию дорог в Бишкеке. По двум проектам сумма составила более 100 миллионов долларов. Работы начались в прошлом году и завершатся в 2019-м.

Весной в ходе госвизита президента Сооронбая Жээнбекова власти КНР пообещали выделить нам 600 миллионов юаней. Средства пойдут на строительство и реабилитацию дорог, лабораторий и археологические раскопки. КНР также перечислит 100 миллионов долларов на обеспечение отдаленных районов Кыргызстана питьевой водой.

Помогает Китай и нашим вооруженным силам. Осенью были подписаны соглашение о предоставлении очередного гранта, протокол на поставку вооружения и военной техники.

Мегапроекты Китая

Самолет Су-25СМ. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Зачем Россия отправляет в Кант "летающие танки" — мнение эксперта
Но есть и ряд важных стратегических проектов, которые остаются пока на словах. Например, строительство газопровода Кыргызстан — Китай, его планировали начать в 2013 году, теперь срок сдвинут на 2019-й. С 90-х годов ведутся переговоры о строительстве железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан. Ранее китайская сторона предлагала сама реализовать взаимовыгодный проект, при этом Кыргызстан должен был расплатиться месторождениями. Но такой вариант вызвал резкое недовольство у общественности Кыргызстана. Помимо этого, кыргызская сторона не раз предлагала создать фонды развития как на двустороннем уровне, так и на многостороннем. Однако Китай не выразил особой заинтересованности.

Лента новостей
0