07:06 22 февраля 2018
Прямой эфир «Радио Sputnik»
Кадр из фильма Оно режиссера Андреса Мускетти

Обидная рецензия, после которой нет желания смотреть лучший ужастик века

© AP Photo / Warner Bros. Pictures
Колумнисты
Получить короткую ссылку
Лев Рыжков
86732

Колумнист Sputnik Лев Рыжков посмотрел новую очень страшную экранизацию знаменитого романа Стивена Кинга, пробирающую до мурашек

Пространство мрачных фантазий

Стивен Кинг написал много книг, больших и маленьких. Роман "Оно" — одно из самых значительных творений этого плодовитого автора. В нем больше тысячи страниц. И еще "Оно" — одна из самых страшных книг Кинга. Это роман о подростках из маленького городка, противостоящих обитающей в канализации инфернальной сущности, принимающей вид веселого клоуна.

"Оно" уже было экранизировано. В 1990 году по книге сняли мини-сериал, который считается одним из лучших воплощений мрачных фантазий короля ужасов.

А чтобы вы знали, фанаты ужастиков — люди вредные, придирчивые. По поводу примерно 90 процентов экранизаций Стивена Кинга они говорят надменное "фе". А вот по поводу старой экранизации романа "Оно" эти фанаты говорят: "Ну, ничего так". Это значит, что нормальный человек, посмотрев этакое на ночь, может испугаться до визга.

По поводу того, зачем нужна новая экранизация, думаю, все понятно — у кинематографа XXI века больше возможностей, чем было в 1990 году. В те времена страхи показывали мелькающими тенями и полунамеками. У зрителя включалось воображение. Он думал: "А что там, в этой тени?". Сам себе что-то выдумывал и этого же по большей части и боялся. По нынешним временам то же старое "Оно" кажется сделанным на коленке. Но именно такой алгоритм запускает кнопку "Вкл", и человеческое сознание начинает само продуцировать страхи.

Селфи в багровых тонах

Кинокомплекс, в котором журналистам показывали новую версию классического ужастика, тонул в багровых тонах. Всем желающим раздавали детские шарики цвета, полагаю, детской крови. Стоял и коварно усмехался злобный клоун Пеннивайз, а желающие делали с ним селфи. Журналистов, к слову, пришло настолько много, что фильм показывали сразу в нескольких залах — трех или даже четырех.

Но вот погас свет. Началось…

Избегая спойлеров, скажу сразу, что фильм нескучный. Автор этих строк, например, не заснул ни разу. А это уже само по себе дорогого стоит.

Очень хорошая музыка. Очень красивая, не трэш-роковый угар, а тихая, скрипично-виолончельная. Эта музыка создает атмосферу и, что хорошо, совершенно не перетягивает на себя внимание. Но если вслушаетесь, то просто поразитесь красоте звука.

Очень хорошие герои. Противостоящие канализационной жути подростки по сценарию изгои, аутсайдеры. Перед нами все типы школьников-ботаников. Вот ребенок-очкарик, вот очень толстый ребенок, вот ребенок — хилый зануда и так далее. Воплощение этих образов очень убедительное.

Прекрасная актриса София Лиллис. Ей всего пятнадцать лет, но играет она — посмотрим правде в глаза — куда лучше маститых кинозвезд. Девочка-подросток вошла в образ и очень четко, без малейшей нотки фальши сыграла роль.

Фильм "Оно" снят вообще без звезд. И это обстоятельство, скажу по секрету, вовсе не является недостатком. Все хорошо и свежо смотрится. Герои при характерах, убедительны, а не как обычно: в центре кадра суперзвезда белыми зубами сверкает, а вокруг бледные тени.

Поскольку большинство артистов очень молоды, думаю, что фильм "Оно" стал своего рода кузницей будущих кадров для Голливуда. Кто-то из этих мальчиков и девочек обязательно прославится и займет место Ди Каприо. Может, даже толстяк Джереми Рэй Тейлор, ибо живем мы во времена обрушения шаблонов.

О дрожи ужаса

Теперь, собственно, о жути. Страшный ли фильм? Все-таки нет. Но оговорюсь сразу — мнение субъективное.

Конечно, если из темноты выпрыгнет жуткая рожа и страшным голосом заорет, вы в кресле подпрыгнете. И второй раз тоже. Может, и в третий. Но потом станете относиться к этим шалостям гораздо спокойнее.

Что касается жутких рож монстров, то две из них смело можно назвать выдающимися. Во-первых, совершенно феерический прокаженный. Во-вторых, кривая женщина, сошедшая с картины абстракциониста, носится такая по темным помещениям, из-за углов выскакивает, жути нагоняет.

Но поглощающей атмосферы страха нет. Замирать и дрожать во время просмотра, думаю, грозит совсем не многим. Почему так? Думаю, по трем причинам.

Первая — зло не имеет никакого отношения к реальной жизни. Ну кровожадный клоун. И зачем его бояться? Особенно в наши времена, когда любой выпуск новостей напугает сильней десяти Стивенов Кингов вместе взятых. Возникает при просмотре некая аберрация: вы понимаете, что происходящее на экране никак к вам не относится и в жизни вашей никогда не произойдет. Поэтому страх зрителя — скорее дань вежливости, нежели что-то большее.

К тому же имеем в виду, что с первой экранизации миновало 27 лет. За это время клоуны-убийцы превратились в нечто вроде мема. Они уже отпугали свое четверть века назад и сейчас не заставят дрожать даже маленького хомячка.

Скелетики в гробиках

Вторая причина вытекает из первой. У зла в фильме нет своей истории. Если взять оригинальный авторский текст, то становится понятно, что клоун-убийца Пеннивайз — это символ затхлой жизни захолустного городка, которая душит все живое и юное. Будучи обозначен как символ, этот клоун уже не нуждался в своей истории.

Городок Дерри у Стивена Кинга представляет собой зловещее и унылое место. Не то в фильме. Перед нами вполне себе пряничное муниципальное образование с чистенькими тротуарами, хоть китайских туристов туда запускай группами по двести человек.

И образ клоуна-убийцы поэтому теряет корни. Истории у него и так не было. И остается в итоге раскрашенное непонятно что, убивающее из любви к искусству. Этакий сбрендивший Мерилин Мэнсон.

В-третьих, не страшно еще и по причине, которую мы обозначили в начале обзора. В начале 90-х зритель подключал воображение, был в своем роде соавтором создателей фильмов, силой воображения пугал сам себя.

А ныне высокие технологии, кажется, убивают ужас. Уже нет многозначительных теней, про которые надо что-то там домысливать. Все показано предельно четко: кишки направо, глаза на ниточках — налево. Зритель видит всю машинерию страха. Очень красивую, тут никто не спорит. Но домысливать тут уже нечего.

Когда-то давно автор этих строк побывал на концерте Элиса Купера, где из картонных реквизитных гробиков выскакивали скелеты на ниточках. Занятно ли это было? Ответ: да. Страшно? Конечно нет. Вот и в новой версии "Оно" испугаться можно примерно в той же степени.

Продолжение следует

Возрастной рейтинг фильма 18+. В Америке тоже рейтинг R. Значит, можно смотреть только по достижении семнадцати лет и/или в сопровождении родителей. Автору этих строк все же кажется, что рейтинг присвоен надзирающими инстанциями (что у нас, что в США), которым надо имитировать бурную деятельность.

Какой там 18+, о чем вы? Секса в фильме нет. Насилие слишком красивое, слишком кукольно-нарисованное. Его очень трудно испугаться.

Кое в чем "Оно" даже комедия. Один из героев, тощий подросток в очках, все время отпускает очень интересные и высокого качества шутки. Если помните, был мультсериал про Бивиса и Баттхеда. Вот примерно такие шутки. Ну, поинтеллигентней немного, ибо сам шутник в очках.

В принципе "Оно" — хороший такой, детский фильм про дружбу и первую любовь.

И да, будет еще и вторая часть. Про тех же героев, только повзрослевших по прошествии двадцати семи лет. Они снова вступят в борьбу со злом. Все это тоже есть у Кинга в романе. Еще на один блокбастер этого гигантского текста определенно хватит.

По теме

Мировая премьера фильма "Сулайман-Тоо" состоится в Канаде
Теги:
рецензия, ужас, фильм, Стивен Кинг
Правила пользованияКомментарии




Главные темы

Орбита Sputnik

  • Невеста плачет, архивное фото

    Адвокат объяснил, почему в казахстанском законодательстве надо отдельно прописать норму о похищении невесты.

  • На таджикско-узбекской границе. Архивное фото

    На границе Таджикистана и Узбекистана разрушили "каримовскую стену", что будет на ее месте – в материале Sputnik.

  • Вышки сотовой связи

    Ситуация на сотовом рынке Узбекистан может серьезно измениться. Три крупнейших оператора страны — Beeline, Ucell и UMS вступили в нешуточную борьбу.

  • Руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов

    Эксперт рассказал, в чем состоит принципиальное отличие "Турецкого потока" от проекта "Южный поток", и в чем заключается интерес Анкары.

  • Яблоки

    Возбуждено уголовное дело против группы граждан, которые под видом грузоперевозчиков похищали партии груш и яблок на территории Беларуси и продавали в Россию.

  • Даниил Убирия

    Члены Общественной палаты Абхазии решают, как сохранить в рабочем состоянии энергосистему страны на время планового ремонта Ингур ГЭС в 2019 году.

  • Фармацевт в аптеке

    Минздрав Армении разработал новый порядок продажи медикаментов: из 4700 наименований лекарств 2700 скоро можно будет купить только по рецепту.

  • Трибуна для выступлений в МИД Грузии

    Посол Грузии в ЕС заверила граждан страны в том, что на данном этапе безвизовому режиму со странами Евросоюза ничего не угрожает.

  • Разговор за чашкой кофе

    Ко Дню родного языка Sputnik Латвия подготовил небольшую подборку слов и выражений, свойственных именно для русского языка в Латвии.

  • Вадим Прасов, вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России, архивное фото

    Российский отельер рассказал, что литовские гостиницы могут стать резервным вариантом в случае ажиотажа среди гостей ЧМ-2018 в России.

  • Служба информации и безопасности Молдовы

    Парламентская комиссия утвердила отставку главы Службы информации и безопасности Молдовы Виталия Пырлога – кто возглавит спецслужбу?

  • Фрагмент фото выставки

    Организатор выставки "Эстонцы в Кремле" посетовал на прекращение межпарламентского сотрудничества между Россией и Эстонией и призвал соседей общаться.