БИШКЕК, 20 июл — Sputnik. Скажу сразу о том, с каким чувством я направлялся на просмотр. Я ни секунды не сомневался, что в грандиозной батальной эпопее, основанной на событиях Второй мировой войны, которые в Западном полушарии сейчас вовсю пересматриваются, обнаружатся напластования всевозможной лжи.
Разберем саму историю, которая лежит в основе фильма. События мая-июня 1940 года на побережье пролива Па-де-Кале близ французского городка Дюнкерка настолько позорны, что их нельзя назвать даже битвой. Что было на самом деле?
Когда Гитлер вторгся во Францию, там находились британские войска — около 400 тысяч человек. Однако они даже не успели вступить в бой. Немцы прижали английскую армию к пустынному, ровному, как блин, берегу, а потом стали не спеша сжимать кольцо.
А дальше начались очень странные военные действия. Если бы что-то подобное происходило, например, на футбольном матче, то это назвали бы "договорняком".
К своему несчастью, я посмотрел трейлер, из которого понял, что сбываются худшие опасения. Бегство британской армии из завоеванной Гитлером в 1940 году Франции будет, конечно же, выдаваться за великую битву, переломившую ход войны.
Особенно удручал тот факт, что автором фильма оказался великий маэстро Кристофер Нолан — уникальный режиссер, не снявший ни одной плохой (и даже средней) картины. У него прекрасно все — и психоделический триллер "Помни", и фантастический фильм "Интерстеллар", и сновидческий экшн "Начало".
А тут еще до просмотра становилось понятно, что — эх! — не устоял великий Кристофер Нолан перед соблазном легкой наживы и взялся снимать идеологическую "заказуху", в которой наверняка будет доказываться, что англичане победили Гитлера еще в 1940 году. А потом были так, всякие досадные мелочи.
Так я думал перед просмотром. И, как выяснилось, ошибался абсолютно во всем.
Визионер и правда жизни
"Дюнкерк" оказался поистине шикарным фильмом. Во-первых, визионер Нолан, который может придумать все, что только душе угодно, на этот раз оказался на удивление в ладах с окружающей действительностью. И с исторической правдой. Я и не думал, что такое в наше время еще возможно.
В этом батальном фильме нацисты не появляются практически вообще. Они возникают только перед финальными титрами, в виде размытых теней. Все!
Встает вопрос: а с кем же в фильме воюют? Да большей частью сами с собой, как в старинной песне Бориса Гребенщикова. Со своей трусостью, слабостью, страхом. Тем не менее зритель ощущает, что находится на войне. Такой вот парадокс сознания.
Помимо того что в "Дюнкерке" нет ни одного немца, в нем нет ни одной женщины (только в эпизодах мелькают две). Тем не менее, оказывается, можно и так.
Более того, две из трех сюжетных линий фильма фактически не содержат диалогов.
И смотреть все это не просто можно — картина обладает совершенно гипнотическим, погружающим в себя эффектом.
Очень завораживающее впечатление производят сцены воздушного боя над морем. Околдовывают кораблекрушения (их в фильме много). А когда подлетает с ревом самолет, начинаешь вжиматься в кресло и боишься. Всерьез.
Сюжетные кольца
В фильме три сюжетные линии. Одна об английских солдатах, ожидающих спасения на французском берегу. Другая — об экипаже маленького суденышка, устремившегося через пролив спасать солдат. Третья — о британских летчиках, вступающих в воздушный бой с нацистскими асами.
Все три линии разные по жанру. Про солдат — жестокая военная драма, про экипаж — драма психологическая. Рассказ о летчиках — просто стрелялка в воздухе, почти без слов.
И вот эти истории оказываются даже не линиями, а кольцами. Одно вокруг другого, а в центре вообще третья. Линия про солдат рассказывает о событиях одной недели. История про кораблик занимает один день. Про летчиков — один час. По сути, сюжетная матрешка.
Но в финале наступает момент максимальной концентрации действия и все три линии сливаются в одну.
Больше, чем война
По сути, она не о том, как опозоренная армия сдается без боя. Это история о людях в критический момент. Об иронии судьбы. О том, что надо оставаться человеком в любой ситуации.
При желании здесь можно разглядеть бездну философских метафор и образов. А потом эта бездна неминуемо посмотрит вам в лицо.
А еще это фильм о том, что в жизни всегда есть место подвигу. Даже когда война проиграна. Можно превратиться в скот и верещать от собственной трусости. А можно стать героем. Так что есть, конечно, в ленте и настоящие подвиги, от которых аж мурашки по коже.
В общем, не кривя душой, желаю вам приятного просмотра.