Когда автор обзора был еще начинающим кинолюбителем, на экраны вышел фильм "Пятый элемент". В нем играл молодой Брюс Уиллис, а юная Мила Йовович весьма убедительно изображала инопланетянку. После "Пятого элемента" и карьера, и личная жизнь режиссера Люка Бессона пошли, что называется, в гору. Он стал главным кинематографистом Франции, а в женах у него некоторое время побыла та самая Йовович.
На самом деле очень бедный был фильм. Конечно, эту бедность, замаскировали как могли, однако все равно полной иллюзии погружения в мир "Пятого элемента" не случилось.
Но прошло примерно четверть века, Люк Бессон теперь может позволить себе любые эксперименты. Наверняка он осмыслил свой опыт в кинофантастике, понял, что здесь, допустим, надо подтянуть, а там — ослабить. И вот новое слово Бессона в фантастическом жанре выходит на экраны — называется оно "Валериан и город тысячи планет".
"Черкизон" для гуманоидов
Конечно, лучше всего смотреть "Валериана…" в формате 3D. Потому как не будет преувеличением сказать, что перед нами — волшебство. Самое настоящее погружение в сказку. По степени вовлеченности зрителя в мир повествования сравнить "Валериана…" можно, наверное, с "Аватаром" Джеймса Камерона. То есть вы фактически живете там, в фильме. Вот как! Я и сам, признаюсь, не ожидал.
Никакого сравнения с многочисленными высокотехнологичными халтурами, в ткань которых 3D-эффекты вставлены, как цитаты классиков марксизма в советское предисловие. Эти халтуры (не будем показывать пальцем) изрядно подпортили чистоту восприятия объемного кино. Даже маленькие дети стали считать его чем-то дорогим, бессмысленным и очень глупым.
Почему так получилось? Наверное, потому что Бессон создал на экране свой сказочный мир. Вот, например, инопланетный рынок-барахолка. Если смотреть на него обычным взглядом, он выглядит как кусок пустыни, по которой зачем-то шарахаются одинокие туристы. Но если посмотреть из другого измерения, мы попадаем на бескрайний такой "Черкизон", где свой малый, средний и криминальный бизнес делают самые разнообразные гуманоиды.
Или, например, как вам футуристический мегаполис в открытом космосе, где кроме людей живут представители еще нескольких тысяч рас? И все детальки, все обитатели этого мира продуманы до мелочей. Все кажутся настоящими. В общем, высший пилотаж.
Для объективности скажу, что французский 3D-космос все-таки так себе. Нарисован на "отцепись". У американцев в "Гравитации" или даже у россиян во "Времени первых" космос воссоздан интереснее. Но все остальное — просто красота невероятная.
Суперагенты-подростки
Собственно, идти в кино можно уже просто для того, чтобы полюбоваться этим воссозданным в деталях инопланетно-гуманоидным бытом. Но есть еще и сюжет. Герои с кем-то бьются, от кого-то спасаются бегством, ныряют между измерениями. Все очень динамично, но пересказывать интригу, думаю, нет смысла.
Вместе с тем — очень живые герои. Даже самое малое инопланетное насекомое имеет свой характер и зачем-то встроено в механизм действия, куда-то его направляет и как-то влияет на происходящее.
Много доброкачественного юмора. Если сначала снобы-кинокритики в зрительном зале лишь иногда посмеивались, то ближе к финалу картины веселились от души и хлопали.
3D-красоты и динамичное действие сочетаются вдобавок ко всему с актуальной для подростковой аудитории проблемой: как произвести впечатление на девушку и признаться ей в любви. Главные герои фильма — вроде как суперагенты, но на самом деле — подростки.
Исполнительница главной женской роли Кара Делевинь — очень красивая и строгая девочка. Такая невозмутимая отличница. Есть и звезды: в фильме появляются певица Рианна и живая легенда Рутгер Хауэр.
Энергия полетов фантазии
Чем отличается талантливое кино от поделки? На самом деле отличий много, и о них можно рассуждать бесконечно. А главное заключается вот в чем.
Халтура всегда приглажена, убраны все противоречивые моменты, авторы осторожны и осмотрительны, держат себя в узде. А в случае с талантливым произведением искусства чувствуешь, что создателей просто "несет". Вот они что-то придумали, сами над этим смеются, и зрителям смешно. И Люк Бессон молодец потому, что никогда не ограничивает полеты фантазии, а напротив, использует их энергию по максимуму.
Этим инопланетным мигрантам, конечно, сочувствуешь. Тем более что и ведут они себя в галактическом мегаполисе хорошо, правил межпланетного общежития не нарушают. Так что никакого внутреннего протеста против такой идеологемы у автора этих строк не возникло.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции