15:48 24 июля 2021
Прямой эфир «Радио Sputnik»
  • USD84.2620
  • EUR99.2101
  • RUB1.1423
Колумнисты
Получить короткую ссылку
148242

В рамках запущенного информационным агентством Sputnik Кыргызстан социального проекта "Страхование в Кыргызстане" наш колумнист Темирлан Кабылбеков, работающий страховщиком, расскажет о страховании автомобиля.

В 2016 году должен был вступить в силу Закон "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств", но он был отсрочен до 2019 года нашими народными избранниками — кто-то из них был против вступления в силу этого документа в корыстных целях, а кто-то просто от незнания. Хотя принятие этого закона было одним из обязательных условий при вступлении в ЕАЭС, так как в России, Беларуси и Казахстане этот вид страхования работает давно, приносит пользу простым гражданам и как раз стал переломным моментом в развитии страхования физических лиц. Многие владельцы транспортных средств против обязательного страхования их ответственности, и это при том, что страховой полис им обойдется в среднем в 3 тысячи сомов в год, а ответственность, которую будет нести за них страховая компания, — в 550 тысяч.

В связи с низкой культурой вождения в нашей стране и из-за отсутствия проекта "Безопасный город" растет количество ДТП на дорогах и наездов на пешеходов. Каждый, даже самый опытный водитель подвержен риску в наше время. Как говорится, "не вы, так в вас". Поэтому советую каждому жителю нашей страны задуматься о страховании своего транспортного средства.

Разберем страхование авто детально. Полное страхование вашей машины от рисков извне называется КАСКО. При ДТП, например, вы получите возмещение ущерба вне зависимости от того, виновны или нет. Застраховать можно не только легковое авто, но и грузовое, автобус, дом на колесах, микроавтобус, мотоцикл, мопед и даже прицеп. Вы можете рассчитывать на страховое возмещение при наступлении следующих событий (стандартный пакет рисков): пожар, взрыв, стихийные бедствия, кража деталей, падение предметов, попадание камней, бой стекол, падение деревьев, противоправные действия третьих лиц, угон и хищение.

Также необходимо подумать об автогражданской ответственности, хотя бы с минимальным лимитом. Автогражданская ответственность — это ответственность каждого водителя перед третьими лицами на время вождения транспортного средства. Например, при наступлении ДТП вас признали виновным, и вы обязаны возместить ущерб пострадавшим. Вот в этом случае страховая компания возмещает ущерб за вас в пределах лимитов. Или, например, нанесен вред здоровью пострадавшего водителя, его пассажиров, пешеходов, или вы случайно повредили чье-то имущество (забор дома, витрину магазина). В этом случае будут возмещены расходы пострадавших на лечение, а поврежденное имущество восстановят также в пределах лимитов.

Пострадать в результате ДТП или другого неблагоприятного события может не только автомобиль или третьи лица, но и вы, и ваши пассажиры. Реальную финансовую защиту в таком случае может обеспечить добровольное страхование водителя и пассажиров автомобиля от несчастного случая. Оно представляет собой часть договора КАСКО или, что случается крайне редко, имеет вид отдельного документа. При этом страховые компании предлагают определенные типовые комбинации для страхования: место водителя, место водителя и переднее пассажирское место, все посадочные места. Как правило, устанавливаются равные страховые суммы на все места. Покрываемые риски по этому виду страхования — травмы, три группы инвалидности и летальный исход.

При заключении договора страхования внимательно читайте его и обратите внимание на следующие моменты:

— запросите подробную информацию о страховой компании: объем собственных средств компании, наличие лицензии на осуществление необходимого вида страхования, информацию о сборах и выплатах компании, чтобы быть уверенным в своевременной выплате при наступлении страхового случая;

— франшиза — это невозмещаемая часть убытка. Требуйте условия без франшизы по ущербу, чтобы получить страховое возмещение при каждом и любом повреждении вашего авто. А по угону и полному повреждению авто франшиза у всех стандартная — 10 процентов. Это значит, что, если авто угнали или оно не подлежит восстановлению, вы получите 90 процентов от его стоимости;

— в графе "территория страхования" указываются страны, на территории которых будет действовать страховка вашего авто. Если вы не выезжаете за пределы Кыргызстана, достаточно указать только нашу страну. Если выезжаете, то в договоре указывайте все страны, в которые можете выехать;

— наличие штатной службы аварийных комиссаров, желательно с наличием спецмашин со спецсигналами. Аварийный комиссар — это сотрудник страховой компании, который выезжает на место ДТП или при другом страховом случае, ведь нам необходимо, чтобы он в кратчайшие сроки примчался на помощь;

— в графе "водители" необходимо указать всех возможных лиц, управляющих вашим транспортным средством. Важно никого не забыть. При наступлении страхового случая, если за рулем окажется ваш сосед, не прописанный в договоре, страховое возмещение вы не получите. А лучше всего заполнить эту графу так: "Уполномоченные страхователем лица". В этом случае будет возмещаться ущерб, наступивший при управлении вашим авто любым человеком, которому вы добровольно доверили руль, даже если это водитель службы "пьяного такси";

— также внимательно читайте исключения на получение возмещения. Есть единственные два безусловных исключения в страховании авто — вождение в любой степени опьянения и нарушение Уголовного кодекса. Все остальное должно покрываться страховой компанией. В эту графу вам могут вписать такие пункты, как грубое нарушение, парковка в неположенном месте, но мы ведь иногда вынуждены нарушать ПДД во избежание более тяжелых последствий;

— немаловажный пункт договора — ваши действия для получения выплаты. Желательные условия — оформление страхового случая без обращения в правоохранительные органы и минимум представляемых документов, если, конечно, нет жертв или серьезных последствий ДТП. В этих случаях обращение в правоохранительные органы и регистрация обязательны по закону.

В нашей стране почти весь автопарк юридических лиц застрахован. Последние несколько лет страхованием автопарка стали пользоваться государственные органы, даже большая часть маршрутных такси застрахована по коробочным программам от ДТП, что очень радует. Растет культура страхования в нашей стране, но хотелось бы, чтобы не только юридические, но и физические лица страховали свое авто, ответственность, себя и пассажиров.

По теме

В Кыргызстане предлагают в 3 раза снизить стоимость регистрации авто
Теги:
страхование, риски, ДТП, авто

Главные темы

Орбита Sputnik