13 декабря в Кыргызской национальной филармонии состоится концерт всемирно известного арфиста и композитора, обладателя международных премий Александра Болдачева. На сцене прозвучат произведения Клода Дебюсси, Жана-Михаэля Дамаса, Эрно Докхнани, Вилльяма Гранта Стиля, Radiohead, Nirvana, Led Zeppelin, Сергея Прокофьева, Камиля Сен-Санса, а также авторские композиции самого Болдачева. Мероприятие пройдет в честь 50-летия Государственного академического симфонического оркестра им. А. Джумахматова.
Александр Болдачев начал играть на арфе в пять лет, а в шесть сочинил первое произведение. Музыкант признается, что ему приходится быть не просто исполнителем, но и продюсером, менеджером, SMM и пиар-специалистом. Но больше всего времени он проводит в самолетах.
— Почему в свое время вы выбрали именно арфу?
— Мне кажется, что все-таки не я выбирал инструмент, а он меня. Раньше играл на рояле, возможно, если бы судьба распорядилась иначе, я бы приехал к вам на концерт в качестве пианиста. Однако в пять лет меня впервые усадили за арфу. Тогда я понял, что мне стало гораздо удобнее передавать все, что хочу сказать, именно через этот инструмент. Кроме того, я был ребенком, который любил греческую мифологию, поэтому арфа была мне очень интересна.
— Пианистов очень много, а арфа — это инструмент, который сразу же выделяет музыканта и дает ему довольно много возможностей, как мне кажется.
— Вы сейчас повторили фразу, которую мне говорила мама в пять лет. Она профессор консерватории по классу фортепиано. Мама хотела, чтобы я был певцом. Однако "подвернулась" арфа, и я очень быстро попал на сцену — прошло всего два месяца. Известный композитор Сергей Слонимский написал для меня очень современное произведение "Рождественские звоны". Дальше репертуар заполнялся и моими произведениями. Например, когда мне было лет десять, в Санкт-Петербург приезжали The Beatles, и я сделал обработку их песни "Yesterday".
В моем понимании музыка не однобока. Когда я выхожу на сцену, то играю сначала Фредерика Шопена, Фредди Меркьюри, Nirvana, а затем Петра Чайковского. Для меня это не разные стили, а просто разные композиторы и группы, которые говорят об одном и том же разным языком. Если спросить любого современного исполнителя, он скажет, что вдохновлялся классиками.
— Все-таки арфа традиционно считается женским инструментом.
А знаете, где родился стереотип, что арфа — женский инструмент? В Российской империи Екатерина II основала Смольный институт благородных девиц, в нем училось очень много девушек из благородного сословия. Все они в обязательном порядке обучались игре на арфе. После окончания института смольнянки нигде не работали, только играли на музыкальном инструменте. Так и родился стереотип. Однако учителями этих девушек были мужчины.
— Арфа — это один из древнейших инструментов, который пережил различные модификации. Как она нашла свое место в классической музыке и стала "участвовать" в оркестрах?
— Считается, что первым интегрировал арфу в оперу "Орфей" Клаудио Монтеверди, а потом многие композиторы последовали его примеру. Сначала инструмент использовали для имитации волшебных и лирических персонажей. Однако интересно другое.
У арфы очень сложная история: в разное время она была то очень популярна, то забыта. Если говорить о настоящем в этом графике, то мы находимся как раз в месте забвения. Скорее всего, это связано со стереотипным мышлением, что арфа — это легкая музыка, когда арфистка сидит в длинном красивом платье и выдает различные переливы. Кроме того, арфа совершенно не воспринимается как современный солирующий инструмент. Сейчас мы работаем над тем, чтобы вновь преподнести ее слушателю.
— Насколько у вас получается совмещать деятельность музыканта-исполнителя и композитора?
С директором Кыргызского государственного академического симфонического оркестра имени А. Джумахматова Алмазом Истамбаевым мы все время поддерживали связь. В КР я прилетел из Лондона, а затем отправлюсь в Дамаск и Южную Африку. С Алмазом мы должны были найти даты, чтобы порепетировать с оркестром, чтобы я выспался хотя бы один день… И так происходит всегда. В таком современном темпе очень сложно заниматься массивным творчеством.
Я настолько часто путешествую, что у меня пропало ощущение дома, мне комфортно в отеле. В прошлом году посетил 22 страны и пытался посчитать, где провожу больше времени. Получается, что в самолете. В таком ритме сложно заниматься и какими-то проектами совместно с другими людьми. Они остаются на месте: у них семья, дети и работа. А я всем этим, к сожалению или к счастью, не обременен, поэтому могу ездить и дарить музыку.
— А как вы транспортируете свой немаленький инструмент?
— Я работаю с итальянской компанией, которая предоставляет мне инструменты, поэтому обычно, когда приезжаю, арфа уже стоит на месте. Однако если в стране нет инструмента, то и представить нечего. Мы долго работали над тем, чтобы доставить арфу на машине. Она ехала ко мне из Москвы через Казахстан.
— Что можно будет услышать на концерте 13 декабря?
— Музыки для арфы не так много. Обычно композиторы писали для известных солистов или для не очень известных, но очень красивых дам. А Людвиг ван Бетховен, Иоганнес Брамс и Рихард Вагнер вообще не обращались к арфе. На концерте будет звучать классика XIX века, которую дополнят произведения из фильмов и сериалов, например, из всем известной "Игры престолов" и композиции известных рок-групп.