Снижение экономических показателей начало тревожить экспертов задолго до парламентских выборов. Последствия "коронакризиса" больно ударили по Кыргызстану: дефицит бюджета еще летом перевалил за 14 миллиардов сомов, хотя всего годом ранее он составлял 130 миллионов.
Как аукнутся экономике события, которые начались после парламентских выборов 4 октября и продолжаются до сих пор, предугадать сложно, однако предприниматели испытывают трудности уже сейчас.
Накануне бизнес-сообщество страны распространило обращение, потребовав выполнить три пункта:
- возобновить деятельность коммерческих банков и денежные транзакции;
- обеспечить работу Соцфонда, налоговых и других госорганов;
- обеспечить охрану компаний на всей территории республики.
Как говорится в обращении, если не сделать этого, последствия могут быть печальными: перебои в поставках продовольствия и прочих жизненно важных товаров, закрытие предприятий и последующие выпадения из госбюджета. Однако пока неизвестно, когда стабилизируется ситуация.
Мы поговорили с экспертами, чтобы понять, сможет ли экономика, подкошенная эпидемией коронавируса, а теперь еще и беспорядками после выборов, остаться на плаву.
Отношения с иностранными инвесторами подпорчены — о горнодобывающей сфере
В последние дни особенно "страдали" золотодобывающие предприятия республики. Например, в Таласской области около 500 неизвестных проникли на фабрику "Джеруй". На многочисленных кадрах видны клубы дыма над фабрикой. Добычей золота там занимается горнорудная компания "Альянс Алтын" (входит в состав госконцерна "Русская платина").
Попытку захвата пережил и золоторудный гигант Кумтор, который принадлежит канадской компании. В офис, расположенный в Бишкеке, проникли около 30 человек. К счастью, милиция отреагировала вовремя, и неизвестные покинули здание.
Проблемы были и у китайской компании "Фулл голд майнинг", которая разрабатывает месторождение Иштамберди. Ее захватили местные жители.
Как полагает советник премьер-министра Кубат Рахимов, такие действия захватчиков могут дорого обойтись кыргызстанцам.
"Политики, допустившие набеги своих сторонников на Джеруй и Бозымчак, сильно подпортили отношения с российскими и казахстанскими инвесторами. То же самое касается бизнесменов из Турции, Китая, Канады", — отметил он.
Советник премьер-министра возмущен тем, что государство не смогло обеспечить безопасность иностранных предприятий, которые работают в КР.
"Где армия? Где Нацгвардия? Во всех странах мира Нацгвардия существует как раз-таки для защиты стратегических объектов. Нужно было с самого начала обеспечить охрану иностранных компаний, тем более, когда речь идет о бюджетообразующих предприятиях", — подчеркнул Рахимов.
В сохранности ли золото завода, который вчера захватывали в Кара-Балте?
Он указал на падение курса акций компании "Центерра голд Инк.", которая владеет Кумтором. По словам Рахимова, рассматривался вопрос о продаже пакета акций, принадлежащих государству. Так как в условиях пандемии стоимость золота выросла, сделка могла быть очень выгодной для страны.
"Этих денег хватило бы с лихвой, чтобы создать фонд развития или фонд национального благосостояния и уйти от огульного заимствования кредитов. Мы смогли бы запросто остановить рост внешнего долга за счет продажи актива на миллиард долларов. Сейчас за него дадут всего 750-770 миллионов. То есть стоимость акций "Центерры" улетела в тартарары, а четверть миллиарда долларов просто испарились", — заявил Рахимов.
Сложные ситуации с инвесторами возникали и раньше: иностранные предприятия страдали и во время двух предыдущих революций, и когда в стране все было спокойно. Однако пренебрегать терпением инвесторов не стоит, уверен директор аналитического центра "Элчи" Денис Бердаков.
"С каждым разом нас прощают все меньше и меньше. Показательна ситуация с Джеруем, деятельность которого гарантировалась на самом высоком уровне. Мы показали инвесторам, что гарантии правительства ничего не значат", — отметил политолог.
Госдолг растет, а доходы падают — чем это грозит?
Не утешает и быстрый рост объема государственного долга. Цифры приближаются к историческому максимуму, который был достигнут в 2017 году. Тогда Россия списала Кыргызстану 240 миллионов долларов долга, но республика уже почти вернулась к старым показателям и вот-вот побьет новый рекорд: к июню объем внешнего госдолга составил 4 миллиарда 81 миллион долларов.
Проблема еще и в том, что международные кредиторы рекомендуют, чтобы госдолг не превышал 60-65 процентов от ВВП. Иначе некоторые международные институты могут либо перестать давать в долг государству, либо повысить стоимость кредита. Однако экономист Нургуль Акимова считает, что в нынешних условиях необходимо пересмотреть правила игры.
"В период форс-мажора институт взаимных обязательств трансформируется. Я думаю, наоборот, партнеры ждут, когда к ним обратятся за помощью. Ведь народные требования — это главный фокус власти", — подчеркнула эксперт.
Возобновилось таможенное оформление товаров и транспортных средств — ГТС КР
Так как запас экономической прочности у Кыргызстана не большой, а налоговые и таможенные поступления продолжат сокращаться, поддержка других государств будет очень важна, отметил Денис Бердаков.
"Остается надежда на то, что в условиях политической нестабильности Россия, Китай, Япония и МВФ как минимум дадут Кыргызстану серьезную отсрочку по платежам, а как максимум — предоставят новые гранты и кредиты", — сказал он.
Как ситуация отразится на простых гражданах?
На этот вопрос нет однозначного ответа, считает Нургуль Акимова. По ее словам, пандемия и политический кризис повлияли только на инвестиции и почти не изменили привычки людей.
"Товаропоток не останавливался, коммунальные и государственные службы работают, розничная торговля функционирует, а значит, система жизнедеятельности по инерции будет создавать спрос и предложение на рынке товаров и услуг", — пояснила она.
Малкина: во время пандемии в странах ЕАЭС не будет дефицита продовольствия
Эксперты сходятся во мнении, что нелегко придется бизнесменам, однако к подобным событиям им не привыкать.
"Я по-прежнему считаю, что модель, которая существует у нас в стране, — мелкобуржуазная. Были надежды, что мы сможем уйти от этой схемы благодаря евразийской интеграции, но тогда у нас что-то не получилось. Так что это попытка номер два", — уточнил Рахимов.
Советник премьера убежден, что нынешней осенью кыргызскому бизнесу придется нелегко, однако к зиме мы придем уже с другой картиной мира.