07:19 03 апреля 2020
Как по одежде отличали богатых мужчин от бедных
история кыргызской моды
Как по одежде отличали богатых мужчин от бедных
история кыргызской моды
Ткань у кочевников всегда была очень ценным товаром, поэтому к одежде кыргызы относились с особым трепетом. Сложно даже представить, чтобы кто-то положил вещи на землю или вдруг уселся на свой же калпак!

С еще большим благоговением относились к одежде мужчин. Женщина не позволяла себе даже перешагнуть через вещи мужа, не то чтобы на них наступить. Непозволительно было складывать и женские вещи поверх мужских.

Чтобы наше знакомство с одеждой кочевников было более увлекательным, мы собрали всю информацию о ней в 17 интересных фактов.
Малышам надевали бусы
Малышам надевали бусы
Вообще, одежда мальчиков практически не отличалась от той, что носили взрослые мужчины. Разве что крой рубашки был особым: она застегивалась на плечах, в то время как у старших застежка располагалась на горловине.

Кроме того, мамы надевали на сыновей бусы, ведь считалось, что они защищают детей от сглаза. В подростковом возрасте их снимали, но другие обереги мужчины носили всю жизнь.

Модель: Тагай Бектемиров
На снимке вы видите вельветовый кафтан для малышей. К нему прикрепляются бусы, выполняющие роль оберега от дурного слова и сглаза.
Кѳрпѳ тебетей — тебетей из овчины
Чапан — кафтан
Кѳйнѳк — рубашка
Шым — штаны
Ѳтүк — сапоги
Мончок — бусы
Тумар — оберег
Долгожданным мальчикам делали необычные прически
Долгожданным мальчикам делали необычные прически
Волосы маленьким кочевникам обычно сбривали полностью. Однако так было не всегда. Если у матери постоянно случались выкидыши и ребенок был особенно долгожданным, мальчику оставляли лишь небольшой чубчик или косичку на затылке.

Когда ребенок подрастал, эти волосы сбривали. Обычно это делал брат матери, но иногда мальчика для этих целей вели в мазар — священное для кочевников место.

Модель: Чогултур Токтогул
На фото тебетей, отороченный овчиной и обшитый красным плюшем. Зимой этот головной убор прекрасно сохраняет тепло.
Калпак — головной убор
Кѳрпѳ тебетей — тебетей из овчины
Чапан — кафтан
Кѳйнѳк — рубашка
Шым — штаны
Маасы — сапоги из мягкой кожи
Кѳлѳч — калоши
Мужчине было бы стыдно показаться на людях без головного убора
Мужчине было бы стыдно показаться на людях без головного убора
Если вы уже читали о национальной одежде женщин, то знаете, что девушка не могла показаться на людях с непокрытой головой. Это правило касалось и мужчин! Кроме того, головной убор никогда не клали на землю, никто бы и не подумал надеть калпак наизнанку или улечься на него, как на подушку.

Калпак никогда не дарили чужакам. Разумеется, потерять его было дурным знаком. Считалось, что это к несчастью.

Модель: Алтай Камчыбеков
Дети до 5-6 лет носили рубашки с застежками на плечах. Как правило, их шили из белой ткани.
Калпак — головной убор
Чапан — кафтан
Туура жака кѳйнѳк — рубашка с застежками на плечах
Шым — штаны
Маасы — сапоги из мягкой кожи
Кѳлѳч — калоши
Чүкө — альчики
Күмүш кооздук — серебряный оберег
Неприлично было выйти на улицу в одной рубашке
Неприлично было выйти на улицу в одной рубашке
Мужчины носили жегде — рубашку свободного кроя из грубой хлопковой ткани. Длина жегде доходила до колен. Мужчинам было неприлично показываться в ней на людях, поверх обязательно нужно было что-то надеть. Жегде перестали носить ближе к 30-м годам.

Модель: Эмир Мураталиев
Маасы — домашние сапоги из натуральной мягкой кожи, которые носили с калошами. Внутри был мех.
Калпак — головной убор
Жегде (кѳйнѳк) — рубашка
Шым — штаны
Бел боо — пояс
Маасы — сапоги из мягкой кожи
Чүкө — альчики
Самые первые калпаки делали без единого шва
Самые первые калпаки делали без единого шва
Как только на улице становилось тепло, мужчины надевали калпаки. Самые ранние головные уборы делали из войлока, на них не было ни единого шва. Их называли "уютма" или "туюк калпак" (цельный калпак). Такой экземпляр сейчас хранится в Государственном историческом музее.

Лишь много позже на калпаках появились швы. Головные уборы стали изготавливать из двух или четырех элементов. Некоторые носили калпаки и зимой, вот только сделаны они были из более плотного войлока.

Модель: Байэл Жаныбеков
Мастерицы изготавливали туюк калпаки без единого шва. Тот, что на фотографии, выполнен из белоснежного войлока и украшен бежевым кантом.
Туюк калпак — головной убор без швов
Чапан — кафтан
Кѳйнѳк — рубашка
Шым — штаны
Өтүк — сапоги
По зимнему головному убору могли определить, богат ли мужчина
По зимнему головному убору могли определить, богат ли мужчина
В холодное время года кочевники надевали либо тебетеи, либо телпеки. Кстати, тебетеи носили и незамужние девушки, только у них верхушка головного убора была выполнена из красной ткани, а у мужчин — из темной: синей, черной, бордовой.

Помимо этого, женский тебетей был оторочен мехом выдры, а мужской — овчиной. Богатые могли позволить себе тебетей с мехом лисицы или рыси — ценная пушнина отличала знать от простолюдинов.

Телпек тоже носили зимой. Он был чуть ниже тебетея, его, как правило, носили кочевники попроще, например чабаны. Телпек очень практичен, в нем удобно выполнять тяжелую, черную работу.

Модель: Акай Белеков
Дерюгу для штанов делали из овечьей шерсти. Они были очень тяжелыми, зато прочными.
Кѳрпѳ тебетей — тебетей из овчины
Жегде — рубашка
Кур — ремень
Таар шым — штаны из дерюги
Маасы — сапоги из мягкой кожи
Кепич — калоши
Некоторые штаны могли стоить, как лошадь
Некоторые штаны могли стоить, как лошадь
Штаны кочевников отличались от современных тем, что были очень широкими. Их никогда не носили на голое тело: в качестве нижнего белья кочевники надевали дамбал — своего рода кальсоны.

Штаны шили из овчины или шкуры козла (теке шым). Последние были невероятно прочными и удобными, их шили из замши. Охотиться или играть в кок-бору в такой одежде — одно удовольствие. Вот только стоили штаны из козьей шкуры огромных денег: по той же цене можно было приобрести лошадь.

Обычные штаны из овчины носили как повседневную одежду. Их шили мехом внутрь, они были широкими в районе бедер и сужались к низу.

Модель: Абдунур Мелисбек уулу

Өтүк — сапоги из кожи лошади или быка. Подошва выполнена из сыромятной кожи.
Тебетей — головной убор
Жегде (кѳйнѳк) — рубашка
Бел боо — пояс
Шым — штаны
Өтүк — сапоги
В день свадьбы на женихе был особый ремень
В день свадьбы на женихе был особый ремень
Жених в день свадьбы всегда надевал новую одежду. Особо важным элементом гардероба был кожаный ремень с серебряной пряжкой — его специально для этого случая изготавливал отец жениха.

Модель: Дөөлөт Рысбаев
Кочевники носили рубашки двух видов: короткие (с глубокой проймой) и длинные. Богачи обязательно надевали сначала короткую рубашку, а потом длинную.
Калпак — головной убор
Узун жака көйнөк — рубашка с глубокой проймой
Жегде — рубашка
Кемер кур — ремень
Шым — штаны
Өтүк — сапоги
Охотники хранили стрелы в голенищах сапог
Охотники хранили стрелы в голенищах сапог
Охотников можно было сразу узнать по внушительному количеству изделий из кожи и меха. На талии они носили специальный пояс, к которому цепляли так необходимые им предметы: ножи, кремень, шило.

Также охотники предпочитали высокие сапоги, так как в широких голенищах можно было хранить стрелы.

Модель: Алмаз Батырканов
Кары жең чапан — легкий кафтан с укороченными рукавами. Такие носили преимущественно в Таласе.

Рукава этой одежды едва прикрывали локти. Чапан такого кроя нередко носили и женщины.
Калпак — головной убор
Кѳйнѳк — рубашка
Кары жең чапан — легкий кафтан с укороченными рукавами
Шым — штаны
Өтүк — сапоги
Характер мужчины можно было узнать по поясу
Характер мужчины можно было узнать по поясу
Мальчику надевали пояс, когда ему исполнялось 12 лет. Молодые предпочитали яркие пояса, а вот пожилые, как правило, носили белые. В южных регионах мужчины любили пояса из разноцветных ниток, иногда они подпоясывались и платками.

Что интересно, по манере завязывать пояс можно было многое сказать о характере мужчины. Если пояс затянут туго, то перед вами солидный, серьезный человек. А вот когда пояс на кочевнике сидел расслабленно, это означало, что характер у него мягкий.

Модель: Алыбек Асангулов
Этот калпак окрашен с помощью луковой шелухи. Кочевники часто использовали в качестве красителей природные материалы.
Калпак — головной убор
Кѳйнѳк – рубашка
Бел боо — пояс
Шым — штаны
Өтүк — сапоги
Ремень выполнял роль карманов
Ремень выполнял роль карманов
Илгич — это кожаный ремень, который опоясывал тело дважды. Его любила носить молодежь. В илгич вставляли разные нужные вещи: нож, кремень, мешочек с солью.

Модель: Келдибек Иманбеков
Илгич — ремень, который носили охотники и мужчины в самом расцвете сил.
Калпак — головной убор
Желек — кафтан
Кѳйнѳк — рубашка
Шым — штаны
Илгич — ремень
Ѳтүк — сапоги
У кочевников был особый ремень для тоев
У кочевников был особый ремень для тоев
Кемер кур надевали на самые важные мероприятия. Это кожаный ремень из сыромятной кожи, украшенный серебряными клепками разной формы. К левой стороне кемер кура крепили нож — он не использовался как оружие, а выступал оберегом.

Модель: Муратаалы Эрназаров
Этот ремень — кемер кур — выполнен из бархата и украшен серебряными клепками. К левой части ремня крепится нож с серебряной рукоятью.
Калпак — головной убор
Кѳйнѳк — рубашка
Шым — штаны
Кемер кур, бычак — ремень с ножом
Өтүк — сапоги
Богачи покупали себе одежду из верблюжьей шерсти
Богачи покупали себе одежду из верблюжьей шерсти
В холода кочевники надевали и чапан, и чепкен. Чапан шили из плотного материала, утепляли его войлоком или ватой. У этого вида верхней одежды была одна интересная особенность — чрезвычайно длинные рукава. Они свисали от кончиков пальцев на 20 сантиметров.

Чепкен шили из войлока, он был шире и длиннее чапана. Существовало два вида чепкенов: пийазы и басма. Пийазы чепкен могли позволить себе только богачи, потому что его шили из верблюжьей шерсти. Басма чепкен был из овечьей шерсти, его мог купить каждый.

Модель: Өмүрзак Кайыпов
Желек — верхняя одежда мужчин. Обычно этот кафтан не утепляли ватой или войлоком, как, например, чапан. Мастерицы шили желек из черного вельвета, он отличался свободным кроем.
Калпак — головной убор
Желек — кафтан
Кѳйнѳк — рубашка
Кемер кур — ремень
Өтүк — сапоги
По обуви определяли, насколько богат человек
По обуви определяли, насколько богат человек
У кочевников было несколько видов обуви: сапоги, пайчеки, чокои и чарыки.

Чокои (мягкие сапоги из войлока с кожаной подошвой) носили небогатые люди, например пастухи. Пайчеки тоже были уделом бедных. Их изготавливали из кожи и крепили к ногам с помощью завязок.

Чарыки могли позволить себе только обеспеченные люди. Это длинные сапоги, изготовленные из кожи лошади или быка.

В XIX веке кыргызы стали покупать обувь у других народов. Кочевникам пришлись по душе твердая подошва и каблук. Некоторые кыргызы сами научились делать такие сапоги.

Модель: Чолпонбай Борсунов
На фото вы видите штаны свободного кроя. Обычно их делали из темной ткани, разноцветные материалы стали привозить лишь со временем.
Калпак — головной убор
Көйнөк — рубашка
Бел боо — ремень
Шым — штаны
Ѳтүк — сапоги
У элиты был свой гардероб
У элиты был свой гардероб
Знатного кыргыза можно было сразу отличить от обычного. Баи, бии и манапы с помощью одежды подчеркивали свой высокий социальный статус. Например, некоторые носили калпак, отороченный мехом соболя. Один такой экземпляр хранится в Государственном историческом музее.

Модель: Бектемир Асангулов
Суконный кафтан изготавливали из овечьей шерсти. Он чрезвычайно прочный и отлично сохраняет тепло.
Калпак — головной убор
Нооту чепкен — кафтан из сукна
Кѳйнөк — рубашка
Таар шым — штаны из дерюги
Кемер кур — ремень
Өтүк — сапоги
Знать носила шубы из барса и рыси
Знать носила шубы из барса и рыси
И мужчины, и женщины зимой облачались в шубы. Богачи могли позволить себе изделия из меха барса или рыси (сейчас шуба из рыси стоит примерно 50 тысяч долларов, а одна только шкура барса на черном рынке оценивается в 10 тысяч долларов).

Обычные кочевники носили шубы из овчины. Мужчины иногда надевали кементай — камзол из плотного войлока, как правило, белого цвета. Рукава и воротник кементая отделывали черным бархатом.

Модель: Токтобек Асаналиев
На картинке изображена шуба, изготовленная из волчьей шкуры. Ее носят мехом внутрь. Такую одежду могли позволить себе лишь богачи. Они надевали ее только на разные мероприятия или в гости.
Суусар тебетей — тебетей с опушкой из куницы
Карышкыр ичик — шуба из шкуры волка
Чапан — кафтан
Көйнөк — рубашка
Кемер кур — ремень
Шым — штаны
Өтүк — сапоги
Камчы — нагайка
Самые уважаемые люди носили специальные шапки
Самые уважаемые люди носили специальные шапки
Аксакалы — самые пожилые и мудрые члены кочевого сообщества — под тебетеем всегда носили топу — шапочку из белой ткани. Опытные мастерицы могли пошить ее без единого шва!

Когда мужчина умирал, его одежду раздавали детям. Этот обычай до сих пор сохранился в некоторых регионах Кыргызстана. И лишь старые головные уборы никогда никому не передаривали. По старинному обычаю их окунали в масло, а затем бросали в огонь.

Сейчас мало кто носит национальную одежду в повседневной жизни, однако есть энтузиасты, которые бережно собирают такие вещи. Благодаря им память об одежде кочевников будет жить в веках.

Модель: Ашым Турускелдиев
Профессия ювелира была очень востребована в кочевом обществе. Кыргызы любили массивные изделия из серебра — такие, как ремень на фото. Таким способом богачи пытались выделиться.
Кары жең чапан — кафтан с укороченными рукавами
Калпак — головной убор
Көйнөк — рубашка
Кемер кур — ремень
Шым — штаны
Өтүк — сапоги
Авторы
Таалайгуль Усенбаева, Асель Минбаева

Фото, видео
Табылды Кадырбеков, Эмиль Садыров

Дизайн, обработка фото
Даниил Сулайманов

Руководитель
Эрнис Алымбаев

Консультант
Айдай Асангулова

Художник по костюмам
Доолот Рысбаев

Ассистент
Мирбек Сакенов

Источники
Издания "Особенности материальной культуры и прикладного искусства южных кыргызов" Клавдии Антипиной, "Ремесла кыргызов" Амантура Акматалиева, "Кыргызы: исторические очерки" Василия Бартольда, "Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи" Саула Абрамзона, "Кыргызы в трудах Чокана Валиханова" Чолпон Турдалиевой, "Народная одежда кыргызов" Айдара Көчкүнова
Выражаем благодарность общественному фонду "Кийиз дүйнө", этнокомплексу "Супара", Тилеку Алдаярову, Мырзабеку Исакову

Модели
Тагай Бектемиров, Чогултур Токтогул, Алтай Камчыбеков, Байэл Жаныбеков, Эмир Мураталиев, Абдунур Мелисбек уулу, Акай Белеков, Дөөлөт Рысбаев, Алмаз Батырканов, Алыбек Асангулов, Келдибек Иманбеков, Өмүрзак Кайыпов, Токтобек Асаналиев, Муратаалы Эрназаров, Нурадин Абдразаков, Бектемир Асангулов, Чолпонбай Борсунов, Ашым Турускелдиев