В чем виноваты Алтынай Омурбекова и Космосбек Чолпонбаев, объяснил Совбез

© Фото / пресс-служба правительства/ Алишер АлиевЗаседание Межсекторального координационного совета по созданию и развитию электронной базы данных лекарственных средств
Заседание Межсекторального координационного совета по созданию и развитию электронной базы данных лекарственных средств - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
Из-за недоработок двух бывших чиновников не удалось вовремя выявить зараженных коронавирусом. Также не были вовремя закуплены медикаменты и средства защиты, из-за чего возник дефицит масок.

БИШКЕК, 2 апр — Sputnik. Секретариат Совета безопасности КР объяснил, почему Алтынай Омурбекова и Космосбек Чолпонбаев покинули посты вице-премьер-министра и министра здравоохранения соответственно. 

Отмечается, что решением Совбеза от 31 марта премьер-министру было рекомендовано принять меры в отношении отдельных членов правительства за недостаточную работу по предупреждению распространения COVID-19 в стране. Накануне, 1 апреля, Омурбекову и Чолпонбаева освободили от занимаемых должностей, согласно их прошениям об отставке.

С 27 января по 31 марта состоялось пять заседаний Совбеза, где были приняты решения, направленные на предупреждение проникновения коронавирусной инфекции в Кыргызстан. В целях координации госорганов и принятия оперативных решений правительству 27 января рекомендовали создать республиканский штаб.

Освобожденная от должности вице-премьер-министра Алтынай Омурбекова. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Алтынай Омурбекова рассказала, чем теперь будет заниматься
Республиканским штабом своевременно не были разработаны и проконтролированы, а в отдельных случаях не были приняты надлежащие меры по недопущению распространения вируса. В частности, штаб под руководством Омурбековой должен был организовать работу всех специализированных лабораторий (в том числе мобильных) на полную мощность, обеспечить их необходимым запасом тест-систем, реагентов и расходных материалов.

Данная работа не была выполнена. На протяжении длительного времени для проведения диагностики задействовали только две лаборатории, позже еще три. К настоящему времени, после получения соответствующих рекомендаций, количество функционирующих лабораторий увеличили до десяти.

Стоимость реагентов и тест-систем в конце января текущего года была минимальной, а в момент объявления пандемии из-за повышенного спроса увеличилась более чем в три раза. Вирусологи и лаборанты в январе неоднократно обращались к руководству Министерства здравоохранения, в том числе к министру Чолпонбаеву с просьбами о приобретении реагентов и тест-систем для проведения анализов и выявления лиц, заразившихся коронавирусом. Однако их обращения были проигнорированы. В результате сегодня в авральном режиме идет работа по изысканию и доставке из-за рубежа необходимых материалов для обеспечения деятельности лабораторий.

Кроме того, еще до проникновения COVID-19 в страну решением Совета безопасности от 27 января республиканскому штабу и Минздраву было рекомендовано:

— до 30 января 2020 года разработать детализированный план действий по предотвращению распространения нового коронавируса, предусматривающий безотлагательные меры при выявлении случаев заражения в КР;

— круглосуточно в тесном взаимодействии со всеми заинтересованными госорганами осуществлять мониторинг заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями на всех уровнях в целях своевременного выявления случаев заражения и недопущения дальнейшего распространения COVID-19 среди населения;

Премьер-министр Мухаммедкалый Абылгазиев  - Sputnik Кыргызстан
Абылгазиева спросили о его моральном праве работать премьером. Что он ответил
— в тесном взаимодействии с Государственной пограничной службой и Государственной таможенной службой усилить санитарно-эпидемиологический и миграционный контроль в пунктах пропуска на границе, в том числе на объектах воздушного, автомобильного и железнодорожного транспорта;

— полностью оснастить все контрольно-пропускные пункты необходимыми средствами защиты и выявления случаев заражения новым коронавирусом, в том числе стационарными и портативными тепловизорами;

— установить обязательное медицинское наблюдение за всеми лицами, прибывающими из КНР и других стран с неблагополучной эпидемиологической ситуацией, по месту их проживания;

— обеспечить готовность медицинских учреждений к оказанию необходимой помощи населению в случае ухудшения эпидемиологической ситуации в республике;

— совместно с соответствующими госорганами обеспечить привлеченных медицинских работников, задействованных в противоэпидемиологических мероприятиях на КПП, специальными средствами химико-биологической защиты с учетом потребностей.

— рекомендовать министру Чолпонбаеву в оперативном порядке лично проинспектировать все контрольно-пропускные пункты на соответствие эпидемиологическим требованиям, в том числе техническому, материальному оснащению и укомплектованию данных КПП медицинским персоналом.

На всех заседаниях Совбеза руководители задействованных государственных органов неоднократно были предупреждены о персональной ответственности за реализацию рекомендованных мероприятий и эпидемиологическую ситуацию в стране.

Однако в результате неорганизованности работы республиканского штаба под руководством Омурбековой, ненадлежащей координации госорганов, непринятия своевременных решений, безответственного отношения министра здравоохранения Чолпонбаева к возложенным на него должностным обязанностям был допущен ряд критических ошибок, в результате которых лица, зараженные коронавирусом, не были своевременно выявлены и изолированы в местах обсервации до полного выздоровления.

Депутат ЖК 6 созыва Абтандил Кулбараков. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Депутат раскритиковал комендатуру Бишкека. Абылгазиев признал недостатки
На последнем заседании Совета безопасности 31 марта министр здравоохранения признал свои упущения в организации и реализации мероприятий. Ранее в своих отчетах и докладах руководство Минздрава предоставляло информацию, которая не отражала реальную картину принимаемых мер.

Министерству здравоохранения было поручено приобрести запасы необходимых медикаментов и средств, в том числе средств индивидуальной защиты (костюмы, маски, перчатки, дезинфектанты, реагенты и так далее). Однако реализация большей части рекомендованных Совбезом мероприятий ограничилась проведением совещаний.

Принимаемые республиканским штабом решения не были своевременно доведены до глав областей и районов республики. Отсутствовал контроль их исполнения. В результате не было какой-либо координации работы областных штабов, что повлияло на оценку реальной обстановки в регионах страны.

Еще в январе на заседании Совета безопасности штабу было поручено обеспечить необходимое количество медицинских масок для врачей, задействованных служб и населения. Однако работа не была проведена своевременно, и в результате возник резкий дефицит данных медицинских изделий, что вызвало ажиотаж среди населения.

В дальнейшем, когда выявили первые случаи коронавирусной инфекции на территории страны, на заседании Совбеза было принято решение о введении дополнительных мер по недопущению распространения COVID-19.

Несмотря на это, руководителями республиканского штаба и Министерства здравоохранения по-прежнему принимали формальные меры. Их безответственное отношение стало причиной сложившейся ситуации в КР, недовольства и озабоченности граждан.

В отдельных районах, где действует режим чрезвычайной ситуации и введено чрезвычайное положение, работа санитарно-карантинных постов была организована крайне плохо. Некоторые посты не обеспечили тепловизорами, сотрудники, задействованные в их работе, не обеспечены средствами индивидуальной защиты.

Сотрудники дезинфекционной бригады проводят обработку  - Sputnik Кыргызстан
Известные личности обращаются к кыргызстанцам из-за коронавируса
Отдельный пример: после выявления факта заражения в Казахстане гражданина, который выехал с территории Кыргызстана, Минздрав не принял достаточных мер по получению установочных данных указанного гражданина для оперативного выявления лиц, контактировавших с ним. Эта работа не проводилась, несмотря на неоднократные поручения, отданные лично Чолпонбаеву. Только благодаря работе правоохранительных органов и органов здравоохранения на местах были установлены и помещены в обсервацию лица, находившиеся в прямом контакте с зараженным.

В связи с безответственным отношением Омурбековой и Чолпонбаева к своим обязанностям работа госорганов по предупреждению распространения коронавирусной инфекции в КР была неэффективной. В настоящее время к этой работе вынуждено подключаются дополнительные силы, а также изыскиваются финансовые ресурсы. Все вышеуказанные факты негативно повлияли на эпидемиологическую ситуацию в стране и привели к росту числа зараженных граждан.

Коронавирус и режим ЧП в Кыргызстане

В Кыргызстане зарегистрировано 116 случаев заражения коронавирусом — во всех областях, кроме Таласской. Пять человек выздоровели.

В Бишкеке, Оше, Джалал-Абаде и трех районах с 25 марта до 15 апреля действует режим ЧП. Гражданам, проживающим на данных территориях, строго запрещается находиться на улице во время комендантского часа — с 20:00 до 7:00. В дневное время разрешено выходить из дома только в магазин, аптеку или медицинское учреждение. При себе нужно иметь паспорт и маршрутный лист.

О правилах поведения во время режима ЧП узнайте в инфографике Sputnik Кыргызстан.

За ситуацией в стране и районах, где действует режим чрезвычайного положения, следите в онлайн-репортаже Sputnik Кыргызстан.

Все последние и важные новости о ситуации с коронавирусом в стране читайте на нашем Telegram-канале.

Лента новостей
0