Власти Кыргызстана прорабатывают вопрос о возрождении Министерства обороны и его возвращении в структуру Вооруженных сил. Иными словами, Минобороны может вновь стать главным командным органом в военной сфере — вместо Генерального штаба ВС.
Вчера на странице Генштаба в Facebook появился опрос о том, считают ли граждане необходимым вновь создать министерство. Пока большинство поддерживает идею.
Отметим, что министерство подчиняется правительству, а штаб — президенту. Первым руководит министр, вторым — командующий, но главнокомандующим Вооруженными силами КР при любом раскладе является президент.
Sputnik Кыргызстан решил выяснить, как эксперты относятся к вероятным изменениям в военной сфере.
Алымкожоев: у обоих госорганов есть преимущества, но мы все равно вернемся к Генштабу
Первый начальник Генштаба генерал-майор запаса Асанбек Алымкожоев рассказал, что во всех странах СНГ и в Китае вооруженные силы подчиняются только Министерству обороны. По его словам, это обстоятельство влияет на сотрудничество Кыргызстана с данными государствами.
"Министерства обороны бывших республик Советского Союза сотрудничают между собой в военно-технической сфере. Из-за того что в Кыргызстане Генеральный штаб, а не министерство, возникают трудности. Ведь в некоторых странах Генштаб подчиняется Министерству обороны и координирует работу силовых структур во время ЧС. Видимо, поэтому наши военные хотят добиться возрождения министерства — чтобы быть на равных", — отметил Алымкожоев.
Он добавил, что во многих западных странах главным военным органам является генштаб, и признался, что сам больше склоняется к этому варианту.
По его словам, через 5-10 лет в Кыргызстане, возможно, опять задумаются о передаче ВС в подчинение Генштаба.
Бейшенов: мы были против упразднения Министерства обороны
В 2014 году, когда встал вопрос о передаче функций Минобороны Генеральному штабу, экс-заместитель министра Мурат Бейшенов был приглашен в качестве эксперта в Совет безопасности. Он подчеркивает, что и тогда некоторые коллеги выступали против реформы.
"Генеральный штаб — не конституционный орган, его глава — не член правительства. У нас небольшая страна и небольшая армия, мы говорили: "Зачем Кыргызстану штаб?". Власти потратили на реформу десятки миллионов сомов. Прошло шесть лет, и что изменилось? Теперь хотят вернуть Министерство обороны... Чтобы изменить внутренние и международные документы, опять будут потрачены десятки миллионов, это большие хлопоты", — заявил Бейшенов.
Он считает, что те, кто в свое время ликвидировал Минобороны, должны быть привлечены к ответственности.
Чотбаев: надо возродить Министерство обороны
Бывший командующий Национальной гвардией, ветеран афганской войны, генерал-полковник Абдыгул Чотбаев не видит большой разницы в деятельности Минобороны и Генштаба. По его словам, главное — кто руководит центральным военным ведомством.
"По-моему, в Кыргызстане, как и прежде, должно быть Министерство обороны. Среди всех соседних стран Генштаб руководит Воруженными силами только у нас, и он никак не может стать равноправным органом. Наш Генштаб стал "половинчатым" вариантом штабов США и Турции", — отметил Чотбаев.
Он подчеркнул, что большинство генералов запаса изначально были против упразднения Министерства обороны.