В Бишкек пришли первые партии новых троллейбусов. К середине лета, по обещаниям муниципалитета, на дорогах столицы появятся 52 такие машины.
Первые пять транспортных средств доставлены из Саратовской области (Россия), которых собрали на заводе "Тролза". Всего от этого производителя в столицу доставят 37 машин марки "Тролза-5275.03 Оптима". Оставшиеся 15 изготовят в Беларуси на предприятии "Белкоммунмаш".
Общая сумма проекта пополнения столичного автопарка — 8,4 миллиона евро. Средства выделил Европейский банк реконструкции и развития. В виде гранта Кыргызстану дали 3,4 миллиона евро, 5 миллионов — кредит.
По данным Управления городского транспорта, один троллейбус стоит 122 тысячи евро. То есть всего на машины потрачено 6,3 миллиона евро. Оставшиеся 2,1 миллиона идут на обучение сотрудников, транспортировку товара и другие услуги.
Погасить долг нужно за 10 лет. Из них 2 года — льготный период, когда уплачиваются только проценты.
Сколько платили другие города за такие же троллейбусы?
Согласно данным сайта предприятия "Тролза", Кыргызстан не первый раз покупает машины саратовского производителя. Еще в 2013 году в столицу в рамках проекта Европейского банка реконструкции и развития было поставлено 44 троллейбуса "Тролза".
Два года назад сделку с заводом заключила и мэрия Душанбе. Для таджикистанцев купили 15 высокопольных троллейбусов "Тролза-5275 Оптима" приблизительно по 107 тысяч евро.
Кыргызстан также закупает транспортные средства у белорусской компании "Белкоммунмаш". Троллейбусы этого производителя пока не доставлены, и неизвестно, какие именно модели пополнят линии столицы. По сведениям российских СМИ, руководство многих городов предпочитает троллейбусы марки БКМ-321, считающейся самой популярной в СНГ из линейки белорусского предприятия.
Троллейбусы БКМ-321 рассчитаны на 115 пассажиров. Посадочных мест в них 26. Машины полностью низкопольные. Пневматическая подвеска позволяет транспорту во время остановок приседать на правую сторону — для облегчения посадки инвалидов, пожилых и мам с колясками. Помимо этого, троллейбусы оборудованы электронными маршрутными указателями и противоскользящим покрытием пола. Главной особенностью является наличие системы автономного хода от аккумуляторов на дальность до 15 километров.
Поставка техники, как в Бишкеке, осуществлялась за счет кредитных средств Европейского банка реконструкции и развития. По техническим условиям заказчика все машины оборудованы транзисторной системой управления, независимой передней подвеской, кондиционером в кабине водителя, современной электронной системой управления, а также обладают увеличенным автономным ходом. Кроме того, дополнительно установлены четыре камеры видеонаблюдения, в салоне есть розетки и точки доступа Wi-Fi.
Для жителей Тольятти год назад поставили крупную партию таких троллейбусов. Каждый стоил 9 миллионов 437 тысячи рублей (118 тысяч евро).
На средства Европейского банка реконструкции и развития троллейбусы "Белкоммунмаша" закупила мэрия Кременчуга (Украина). Общая сумма контракта составила 8 миллионов евро, стоимость каждой машины — около 140 тысяч евро. В заявленную сумму входят дополнительное оборудование для троллейбусов, документация, обучение персонала троллейбусного управления и гарантийное техобслуживание.