Эсен Салиев в этом плане человек уникальный. Едва ли кто-то еще из кыргызстанцев может так аргументированно рассуждать на тему проекта "Безопасный город". В свое время он возглавлял первую в Кыргызстане сотовую компанию "Кател", где вплотную занимался техническими вопросами.
В резюме Салиева значится и Министерство внутренних дел: там он как раз занимался проектом "Безопасный город".
— Мы все с нетерпением ждем, когда у нас по всему городу, на каждом перекрестке появятся камеры видеонаблюдения. Кажется, что по щелчку пальца бишкекские автолюбители станут законопослушными и дисциплинированными.
— На самом деле в обществе, где живут согласно норме закона и чтут правила, камеры играют не такую уж большую роль. Однако я понимаю руководство страны, которое хочет как можно быстрее оправдать надежды граждан и запустить проект.
Но тут спешка ни к чему. С инженерной точки зрения все не так просто. Прикрутить камеры — это то, что делается в самую последнюю очередь.
— А какая проблема встает в первую очередь?
В случае со светофорами это не такая большая проблема: новая лампа стоит недорого. А вот камеры и вся прилегающая аппаратура — сложная конструкция. Ее ремонт потребует куда больших затрат.
— Это единственная техническая проблема?
— Нет. Камеры должны быть соединены оптоволокном с базовой станцией, чтобы передавать видео. Только в Бишкеке есть 200 перекрестков, которые необходимо подключить к единой сети. Это целый проект, ведь сначала нужно посмотреть ландшафтный дизайн, провести проектные работы.
— Но у нас же есть интернет-компании со своими сетями. Почему бы камеры не подключить к ним?
— Это частные организации, им никто не может навязать такие условия. Кроме того, у них просто нет такой возможности. Каждый из нас нередко сталкивается с плохо работающим интернетом, а тут вы собираетесь повесить на них сложное оборудование. Мощностей не хватит, чтобы 24 часа в сутки передавать "тяжелое" видео с камер.
— Какие еще проблемы лежат на поверхности?
— Сейчас расскажу. У нас ПДД нарушают часто: заезжают на стоп-линии, не пропускают пешеходов. Как-то в Бишкеке проводили исследование и выяснили, что за час на одном только перекрестке бывает до 50 нарушений!
Очень сомневаюсь, что бабульки-почтальоны будут счастливы, что на них свалятся тысячи писем, которые нужно оформить и разнести по домам. Они просто физически это не потянут. Это раз.
Письмо попадает к владельцам машин. Кто-то сдал ее и давно на заработках за рубежом. Кто-то ездит по доверенности. Как донести штраф до виновника? Это два.
Водитель, не согласный со штрафом, пойдет искать правду в суде. Но все прекрасно знают, что судьям и так постоянно не хватает времени!
Также надо решить, что делать с нарушителями. Например, можно, как в других странах, не выпускать их за границу. При этом нужно адаптировать к новым реалиям и Административный кодекс. Это три.
— А как будет осуществляться поиск адресов, машин и людей? Это должна быть единая база данных для всех граждан Кыргызстана?
Сотовые операторы также не раскроют информацию о своих абонентах. Им это запрещает пункт в контракте. А вдруг кто-то будет прослушивать звонки или, не дай бог, шантажировать?! Такие вещи в один момент не решаются.
— Есть еще какие-нибудь проблемы с камерами?
— Кто будет следить за работой этих камер? Ладно, если речь идет о Бишкеке, но ведь их хотят установить вдоль трасс. Молодежь у нас веселая — скрутят аппаратуру в первый же праздник. Мы же не можем у каждой камеры поставить человека!
Также вдоль трасс нужны базовые станции, где будут стоять сервера. Это здание с кучей техники, которая греется. Аппараты надо постоянно охлаждать, а если произойдет скачок электричества, то все содержимое может попросту сгореть. Кто за это будет отвечать?!
— А можно ли гарантировать сохранность всей этой базы? Нежелательно, чтобы она попала в не те руки…
— Самый главный вопрос — это государственная безопасность. В основном речь шла о том, что проект будут реализовывать иностранные компании. В этом случае вся эта информация будет доступна для других стран. Не просто так в самом Китае установкой занимались китайцы, а в Армении — армяне.
— Неужели у нас есть компании, которые могут осуществить этот проект?
— Я считаю, что львиную долю можно реализовать своими силами. У нас в государстве есть монополист, который отвечает за все оптиковолоконные и радиорелейные сети в государстве — это "Кыргызтелеком". Если будет соответствующее распоряжение правительства, то они будут участвовать в проекте.
Разумеется, нужна программа, которая бы обрабатывала эти данные. У нас есть компания, которая пишет программы для Японии. Во-первых, так мы не потратим миллионы. Во-вторых, эта информация никуда не уйдет.
Обязательно добавьте в избранное наш онлайн-калькулятор, чтобы знать, какой налог вы должны заплатить за свой автомобиль.