Ежегодно в Кыргызстан приезжают тысячи туристов. Тиджани приехал восемь лет назад. Иностранец доверял местным таксистам, которые соглашались довезти его от филармонии до ЦУМа через четвертый микрорайон, и смущался от взглядов прохожих. Через пару лет пребывания в нашей стране понял, что это место, где он хочет строить свою жизнь и развиваться.
— Расскажите, для чего вы приехали в Бишкек?
— Я из Нигерии, там учился в турецком лицее. У меня появилась возможность переехать по учебе в Турцию. Отучился там полгода, затем в силу обстоятельств переехал в Кыргызстан — здесь был филиал их вуза, так я оказался в Бишкеке.
— Первое самое сильное впечатление о Кыргызстане, что вы испытали, когда оказались здесь?
— Родные решили помочь мне с переездом, и мы прилетели вместе. Когда самолет приземлился, я подумал: "Где город, почему здесь коровами пахнет?". Ранним утром Бишкек встретил нас не очень дружелюбно. Люди глазели на нас, показывали пальцами, а бомж подошел к маме, дернул ее за волосы, а потом сказал что-то про цвет ее кожи…
Образование в Кыргызстане получить дешевле, чем у меня на родине. Поэтому я решил остаться здесь, выучился по специальности, связанной с программированием. В Нигерии учеба в университете стоит в десятки раз дороже. Вообще, то, какой Африку показывают миру, — это последствия информационной войны некоторых стран.
Африка — богатый континент, жаль, что больше 50 ее стран живут разрозненно. Многие в Бишкеке жалели меня, когда я рассказывал им о родине. Но это богатый край с множеством городов, с невероятными небоскребами. Учиться там я не мог себе позволить, получить образование здесь для меня было намного доступнее.
— С какими трудностями вы столкнулись, когда приехали?
— Некоторые делали очень "жирный" акцент на цвете моей кожи. Это смущает, черт возьми. У меня было много сложностей, в основном речь идет о конфликтах, в которые меня втягивали из-за внешности… Так себе ощущения.
Как и многих иностранцев, таксисты пытались меня обмануть. Первое время попадался на их уловки, но сейчас я настолько местный, что могу ответить им на кыргызском.
— Вы действительно говорите на кыргызском?
— Я понимаю язык, при желании могу поддержать диалог, но говорить свободно мне пока сложно.
А еще я влюбился в здешнюю природу: горы, реки, Иссык-Куль, джайлоо — потрясающие пейзажи. И готовят вкусно. Кстати, кыргызская и африканская кухни очень похожи. У меня на родине тоже много блюд из мяса и теста, у нас тоже есть самсы и даже плов. Когда мне первый раз предложили эти блюда в Кыргызстане, я очень удивился.
— Что было после того, как завершили учебу? Почему вы приняли решение остаться здесь?
— Я полюбил Кыргызстан. Нигерия — моя фактическая родина, Кыргызстан — место, где я нашел себя и понял, чего хочу в жизни. Чем только я не занимался после того, как окончил вуз. Чинил гаджеты, компьютеры, другую бытовую технику. А потом мне предложили работать волонтером и преподавать английский.
Я поехал в Узген, там обучал детишек иностранному языку. На юге я провел практически год, это был потрясающий опыт. Мне понравилось учить подростков из регионов. Эти дети хотят учиться, развиваться, постигать новое. Год в Узгене для меня пролетел незаметно.
После того как проект подошел к концу, я вернулся в Бишкек. Здесь также преподаю, многие мои ученики уезжают работать за границу, всегда радуюсь их успехам.
— Трудно иностранцу найти работу в Кыргызстане?
— Мне хватает работы. Что касается заработка, то это зависит от потребностей. Мои желания очень скромны, мне не нужны большие особняки и дорогая одежда.
Несмотря на доступность образования в Кыргызстане, я знаю, что многие дети не могут позволить себе изучение иностранного. У меня возникла идея, но я пока не знаю, как ее реализовать: хочу учить детей, у которых нет возможности платить за учебу. Я согласен работать в самых отдаленных уголках страны бесплатно. Таких людей, как я, много. Думаю, нужно будет собраться всем и детально проработать эту идею, чтобы предложить Министерству образования готовый проект.
— На какие деньги планируете жить?
— Я имею стабильный, пусть и небольшой заработок от разных проектов, а быть волонтером в Кыргызстане для меня в радость. Будет круто, если я смогу изменить чье-то мировоззрение.
Этот проект намного больше, чем просто обучение языку. Это обмен культурой, разрыв шаблонов, принятие людей с другим цветом кожи, с другим мировоззрением.
— Какой вопрос вы чаще всего слышите в Кыргызстане?
В Бишкеке живут около 20 ребят моего возраста из Африки. Кто-то играет в футбол, один друг ведет тои и поет на праздниках. Иногда очень грустно осознавать, что многие воспринимают африканцев как врагов… Некоторые для того, чтобы самоутвердиться за счет иностранца, опускаются до унижений, затевают драку толпой.
Никогда не понимал такого поведения. Я прожил в Кыргызстане так долго, что ощущаю себя таким же, как и местные жители, просто меня любит солнышко (смеется). В последнее время размышляю насчет получения гражданства КР, но это очень долгий процесс. Чтобы стать гражданином страны, нужно преодолеть много бюрократических процедур.
— Расскажите, что общего у кыргызстанцев и африканцев из традиций, блюд.
— Вы не представляете, как похожи африканская и кыргызская культуры. В моей стране живут как мусульмане, так и христиане. Мы в Африке тоже наливаем чай с уважением, у нас очень уважительно относятся к хлебу.
Мы очень любим праздники, их у нас много. В моей стране мусульмане тоже пышно празднуют айт, но с нотками африканского колорита. После традиционной части мы надеваем наши национальные костюмы и выходим танцевать.