Голос этого человека знаком кыргызстанцам уже больше 15 лет. Эрик Молдалиев — ведущий радио, телевидения, мероприятий и саундактер.
— Расскажите о своем самом провальном мероприятии.
— Это была свадьба. Все шло идеально, пока жениха не забрала милиция. Причем очень тихо и незаметно для остальных. Первые полчаса никто просто не понимал, куда делся молодой человек, а когда до него удалось дозвониться, выяснилось, что он в ОВД.
Не скажу, что это было провальное мероприятие, но, согласитесь, ситуация патовая. Вообще, на торжествах может произойти что угодно. Однажды оператор случайно уронил торт. Слышали бы вы, как ахнул зал! Молодые просто шедеврально выкрутились из ситуации: они начали дегустировать лакомство прямо с пола, разумеется, с чистой стороны. Потом предложили гостям присоединиться, и те их поддержали…
— Вы когда-нибудь вели эпатажные свадьбы?
— Один раз — свадьбу панков. Это было нечто! О конкурсах говорить не могу, они были из разряда "оторви и выброси". Все необычно, эпатажно и невероятно весело.
— Расскажите о свадебной традиции, которая запомнилась больше всего.
— Вы часто пишете, что гости опаздывают на мероприятия. Расскажите о самом долгом опоздании.
— 10 лет назад, если торжество назначали на 17.00, все приходили в 16.50. Буквально 10 лет, и что-то страшное произошло с нашими людьми. Сегодня даже молодожены не приезжают вовремя! У нас более 155 национальностей, и все опаздывают.
Опаздывают на 2-3 часа, но могу сказать, что все не так плачевно, как в Казахстане. Там людей могут пригласить к 17.00, а начать в 22.30.
— Что вы думаете о попытке запрета тоев в стране?
— Те, кто отмечал праздники, делали и будут это делать. Говоря объективно, мы не сможем запретить тои. У нас отмечают каждое важное событие, большую покупку. Многие возмущаются, что народ вынужден брать кредиты на тои. Но если человек хочет праздновать, почему нет? Как можно осуждать желание людей устроить себе праздник. Они 10 лет вкалывали без продыху и теперь захотели такой вот вечер, но не могут себе позволить его из-за того, что им платят копейки. Поэтому и берут кредиты.
Америка вся в кредитах живет, и мы восхищаемся этой страной. Там человек только родился, а у него уже долг перед государством в несколько тысяч. Американец живет настоящим, и у него все есть — машина, дом. А у нас человек пашет, как проклятый, и не факт, что в старости у него что-то будет.
— Клиенты часто берут кредиты, чтобы оплатить ваши услуги?
— Это очень личный вопрос, я никогда не интересовался этим. На деле большинство редко берет кредит в банке, многие занимают у родных. И еще, вы забываете, что в нашей стране тои — это черная касса. Большинство кыргызстанцев точно знают, сколько получат на свадьбе, многие даже умудряются зарабатывать на торжестве. Люди договариваются, по сколько скинутся.
— До 27 лет вы не знали кыргызского языка. Что сподвигло на его изучение?
— К этому возрасту пришла мысль, что пора. Считаю, что надо знать родной язык. Я думал тогда о создании семьи, а дети все-таки должны говорить на своем языке. Речь — основа культуры, если не можешь дать ребенку это, все остальное пройдет мимо.
Я изучал язык сам, спрашивал, записывал, заучивал слова, потом использовал их в обиходе, так и выучил. Мне кажется, если ты живешь в Кыргызстане, где 90 процентов населения — носители языка, записываться на курсы надо в самом крайнем случае.
— Вы же не только ведете мероприятия, многие знают вас как радио- и телеведущего. С чего вы начинали?
— По образованию я никак не связан с медиа. После школы поступил на арабский факультет для изучения языка. На первом курсе с другом решили попробовать себя на радио, нас обоих взяли. Я понял, что это мое, и остался там. Чем только не занимался: развлекательные передачи, репортажи, блиц-опросы… Больше всего запомнили армейские будни. Потом устроился на ХитFM — это радиостанция, благодаря которой меня и узнали в стране. Параллельно с этой работой вел эфиры на телевидении.
— Сколько вы зарабатывали? Многие радиоведущие и журналисты говорят, что раньше платили намного больше.
— У нас в стране нет прибыльной работы. Кто у нас откладывает с зарплаты? Покажите мне этого человека, я хочу пойти к нему на курсы.
Чтобы выкрутиться из тяжелой финансовой ситуации, я пахал на нескольких работах. Один из шефов с гордостью говорил: "У меня в грузчиках два диджея радиостанции". Мне не было стыдно работать на непрестижных должностях. Я был официантом, работал в цехе, где вяжут арматуру, штукатурил.
Искренне считаю, что мужчина должен уметь зарабатывать не только головой, но и руками. Мир сегодня настолько нестабилен, ты не можешь спрогнозировать, что будет через пару лет. Надо быть способным прокормить семью при любой экономической системе.
— У вас была возможность переехать, почему вы приняли решение остаться?
Сейчас люди нацелены на заработать и уехать куда-то, где лучше. Недавно осуждалась вырубка деревьев для расширения дорог. Город растет, по крайней мере карета скорой помощи теперь может проехать. Жаловаться и писать в Сети гневные сообщения можно сколько угодно. Почему бы не придумать выход из этой ситуации? Почему не собраться и самим не основать парк, засадить его зеленью, цветами и гулять там?
— Чем вы хотите заниматься через 10 лет?
— Сейчас я работаю саундактером, ведущим, диджеем. И через 10 лет хотел бы заниматься озвучиванием мультфильмов. Мультипликационных героев озвучивают только лучшие актеры. Это невероятно сложно — оживить рисунок художника. А еще я сделаю все, чтобы мои дети были счастливы.