Радио Sputnik Кыргызстан - Sputnik Кыргызстан
Радио Sputnik Кыргызстан
О последних новостях, актуальных темах и интересных людях слушайте на радио Sputnik Кыргызстан.

Было страшно. Я задыхался в прямом эфире — изнанка жизни радиоведущих в КР

© Sputnik / Табылды КадырбековВедущие радио Sputnik Кыргызстан
Ведущие радио Sputnik Кыргызстан  - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
Ведущие радио Sputnik Кыргызстан честно рассказали об изнанке своей работы. По их словам, такой напряженный ритм может выдержать далеко не каждый.

Сегодня голоса радиоведущих Sputnik Кыргызстан слышит вся страна. Наши новости, интервью, аналитические передачи звучат из радиоприемников в Бишкеке, Оше, Таласе, Караколе и других городах республики.

Каждый из этих людей прошел непростой путь, прежде чем оказаться в наших рядах. В честь пятилетия Sputnik Кыргызстан сотрудники редакции рассказали, что скрывается за кулисами радийной жизни.

Выпускающий редактор радио Вадим Осадченко

© Sputnik / Табылды КадырбековВыпускающий редактор радио Sputnik Кыргызстан Вадим Осадченко
Было страшно. Я задыхался в прямом эфире — изнанка жизни радиоведущих в КР - Sputnik Кыргызстан
Выпускающий редактор радио Sputnik Кыргызстан Вадим Осадченко

— Я сейчас специально посмотрела статистику и узнала, что каждый второй кыргызстанец слушает радио. Однако пока лидируют музыкальные радиостанции, а на радио Sputnik никаких песен нет. Чем вы завоевываете аудиторию?

— Мы берем качеством подачи информации. Наши ведущие так глубоко погружаются в тему, что иногда это удивляет даже меня. Мы стараемся поднимать только те проблемы, которые действительно будут интересны.

— Назовите самую большую сложность создания радиопрограмм в Кыргызстане.

— У нас небольшая страна, а значит, и экспертов немного. Большинство из них проживают в столице. Это российский журналист может найти эксперта-океанолога во Владивостоке или ученого, который написал несколько книг про вечную мерзлоту, в Анадыре. У нас же все ограничено Бишкеком. Мы проделываем колоссальную работу, чтобы находить в Кыргызстане новых интересных личностей, и, кажется, справляемся с этой задачей.

— Продолжите фразу: хороший радиоведущий никогда не станет…

— Лениться! Со стороны кажется, что эта работа подразумевает вечный праздник и лавры. Но на самом деле радио — тяжкий труд. Надо продумать тему, пригласить гостя, собрать новостной блок. Если не будешь шевелиться, ничего не выйдет.

— Я знаю, что много лет назад вы вели передачу про интимную жизнь под каким-то невообразимым псевдонимом…

Журналисты международного информационного агенства Sputnik Кыргызстан. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Что стоит за лучшими материалами Sputnik — откровения журналистов к юбилею
— Да, это было в начале карьеры. Одна компания, которая занималась продажей то ли запчастей, то ли автомобильного масла, заказала такое пикантное шоу. Тогда как раз была мода на это...

Мне сразу сказали: "Чтобы не "испортить" имя, нужно придумать какой-нибудь псевдоним". Над ним ломала голову вся редакция! Наконец один из моих учителей Сергей Владимирович Мокрынин (его, к сожалению, уже нет в живых) произнес: "У одного африканского диктатора была армия, где служили и гориллы. Она называлась Том-Том Макот. Этих слов никто не знает, а звучит хорошо". Так в 21 год я стал ведущим эротического шоу Томом Макутой.

Звонков было очень много! Люди спрашивали, как вести себя в пикантных ситуациях, а я пытался давать какие-то дельные советы. Популярность была бешеная. Помню, родные спросили, где я пропадаю по ночам. Ответил, что веду радиопередачу, а потом папа невзначай сказал моей бабушке: "Твой внук по ночам программы ведет. Послушай, ты же все равно не спишь". Позже я узнал, что бабушка собрала перед радиоприемником половину улицы… Папа две недели со мной не разговаривал. Через пять выпусков передачу благополучно закрыли: спонсор перестал платить, а нового мы так и не нашли.

Редактор-обозреватель радио и сайта Таалай Ороскулов

© Sputnik / Табылды КадырбековРедактор-обозреватель радио Sputnik Кыргызстан Ороскулов Таалайбек
Было страшно. Я задыхался в прямом эфире — изнанка жизни радиоведущих в КР - Sputnik Кыргызстан
Редактор-обозреватель радио Sputnik Кыргызстан Ороскулов Таалайбек

— Вы написали несколько колонок про радийные байки. Расскажите самую интересную из них.

— Баек действительно много, и мне не хочется их пересказывать. Расскажу лучше быль. Сижу я как-то в студии, читаю новости и вдруг чувствую, что меня пронзает боль в левой стороне груди… Дышать становится тяжело, голос сбивается... Было страшно, ведь шел прямой эфир, а я задыхался. Через стекло пытался дать знать звукорежиссерам, что надо что-то делать. Когда мне стало совсем плохо, в студию вбежала коллега Наташа. Она на лету подхватила эфир и дочитала новость за меня. Таким образом выпуск был спасен, а мне потом пришлось побегать по врачам.

— Чего ни в коем случае нельзя делать, чтобы гость вас не возненавидел?

— Однозначного рецепта нет. Не стоит стремиться понравиться всем — это просто невозможно. А вот что ценилось и будет цениться всегда, так это доброжелательность, культура и ум.

— Почему радио — лучший вид СМИ?

— Хотя бы потому, что слушателям не видна твоя наглая морда. Шучу! А если серьезно, многие говорят о некоем снижении интереса к радио. Я так не считаю. Пусть современные технологии меняют нашу жизнь, но радио будет существовать до тех пор, пока у людей есть уши.

Редактор национальной версии радио Айтурган Сатиева

© Sputnik / Табылды КадырбековВедущая радио Sputnik Кыргызстан Айтурган Сатиева
Было страшно. Я задыхался в прямом эфире — изнанка жизни радиоведущих в КР - Sputnik Кыргызстан
Ведущая радио Sputnik Кыргызстан Айтурган Сатиева

— Тебе не раз привозили в офис невероятно красивые букеты, и коллеги шептались, что они от поклонника. Часто ли у девушек-радиоведущих появляются фанаты?

— Сейчас наши эфиры транслируются в социальных сетях, поэтому и радиоведущие теперь на виду.

Раньше я работала диктором на телевидении и знаю точно: особой разницы между теле- и радиоведущим нет. Если вы хороши в своем деле, так или иначе добьетесь популярности.

— К тебе приходят высокопоставленные чиновники, которые ранее отказали всем журналистам. Как удается добиться их согласия на интервью?

— Если честно, я заметила этот факт только тогда, когда все вокруг начали о нем говорить. На самом деле я просто делаю свою работу, никаких секретов нет.

Коллеги часто удивляются тому, что гости откровенничают со мной. Способности к коммуникации были у меня с детства, родители даже шутили: мол, Айтурган всегда найдет нужного человека.

— Внешний вид очень важен для радиоведущего?

— Он для всех важен. Не просто так придумали, что встречают по одежке, а провожают по уму. Речь не о том, что каждый должен обладать исключительной красотой, просто выглядеть надо опрятно, а вести себя непринужденно и вежливо.

Ведущая русской версии радио Наталия Князева

© Sputnik / Табылды КадырбековВедущая радио Sputnik Кыргызстан Наталия Князева
Было страшно. Я задыхался в прямом эфире — изнанка жизни радиоведущих в КР - Sputnik Кыргызстан
Ведущая радио Sputnik Кыргызстан Наталия Князева

— От многих светил радиоэфира я слышала, что у тебя идеальная дикция. Как тебе удалось ее выработать?

— Моя мама логопед, и она не терпит дефекты речи у людей. Когда мне было пять лет, папа возмутился: почему на кухне сидят два логопеда — мама и ее подруга, — а его дочь бегает по комнате и поет: "Тепей я тибуяська и касьдая двайняська"… Когда к маме на урок пришли мои знакомые девочки, я села с ними за стол и тоже стала учиться выговаривать все звуки. Постепенно втянулась.

Есть логичное объяснение и тому, почему у меня такой низкий голос. Я восемь лет подряд ездила в детский лагерь. Там, когда выступает твой отряд, принято очень громко его поддерживать. Я и болела за своих от души. Громко. Настолько громко, что срывала голос. К 12 годам он у меня сел.

— Ты работаешь радиоведущей, а твой муж — уролог. О чем вы говорите по вечерам?

— Сейчас муж работает преподавателем, он на английском читает лекции студентам из Индии и Пакистана. Так как по образованию я лингвист, наши вечера частенько сводятся к тому, что мы обсуждаем правила английского языка.

Знаешь, мы ведь стали встречаться в студенчестве, когда мне было 18 лет, а ему 20. Сейчас он стал заведующим кафедрой, а я — ведущей на одной из самых лучших радиостанций страны. Думаю, это удалось нам во многом потому, что мы всегда друг друга поддерживали.

— Можно ли сказать, что в мире радио девушкам легче, чем мужчинам?

— Нет! Абсолютно! А почему должно быть легче? Мы с соведущим Тимуром Осмоновым делим все задачи пополам. Что касается отношений ведущих с экспертами и гостями, то кому-то комфортнее общаться с мужчинами, а кому-то — с женщинами.

Есть темы, в которых легче разобраться мне, например, медицина. Поскольку мой муж врач и большинство наших друзей — медики, я прекрасно знаю эту сферу. Зато Тимур очень хорошо разбирается в музыке и живописи — все-таки он у нас отличник культуры.

Ведущая национальной версии радио Асель Сыдыкова

© Sputnik / Табылды КадырбековВедущая радио Sputnik Кыргызстан Асель Сыдыкова
Было страшно. Я задыхался в прямом эфире — изнанка жизни радиоведущих в КР - Sputnik Кыргызстан
Ведущая радио Sputnik Кыргызстан Асель Сыдыкова

— Ты ведь стажировалась в Турции. Сильно ли наше радио отличается от турецкого?

— Да, я действительно училась в Анкаре и на третьем курсе устроилась в телерадиокомпанию ТРТ. Это огромный холдинг, там работают 9 тысяч человек. Нас слушали и смотрели во всех уголках Турции. Там я узнала о главных принципах журналистики — объективности и грамотности.

— Молодым специалистам сложно устроиться на радио?

— Надо постоянно показывать, на что ты способен. Приведу пример: в Турции вместе со студентами из Кыргызстана на практику пытались устроиться местные ребята. Оказалось, что нам было даже легче: мы еще в университете научились свободно обращаться с техникой, выстраивать свет, ставить камеру. В общем, если ты что-то из себя представляешь, найти работу не так уж сложно.

— Как понравиться работодателю?

— А зачем делать что-то искусственно? За человека всегда говорят его дела. Ценятся именно профессионалы, в работе которых виден результат.

Ведущий русской версии радио Тимур Осмонов

© Sputnik / Табылды КадырбековВедущий радио Sputnik Кыргызстан Тимур Осмонов
Было страшно. Я задыхался в прямом эфире — изнанка жизни радиоведущих в КР - Sputnik Кыргызстан
Ведущий радио Sputnik Кыргызстан Тимур Осмонов

— Твой голос сейчас объявляет остановки в столичных троллейбусах, ты также работал на лучших радиостанциях страны. Много ли можно заработать, обладая красивым голосом?

— Заработать можно, но речь не идет о каких-то астрономических суммах. Многие коллеги подрабатывают на озвучивании рекламных роликов. За озвучку 30-секундной записи платят примерно 500 сомов. Однако такие заказы поступают редко.

Вообще-то я часто слышу, что работа у нас непыльная: мол, болтать — не мешки ворочать. На самом деле это не так просто. Конечно, слушателям кажется, что тебе в эфире легко и весело, но все это — труд.

— Обычно на радио приходит гораздо больше стажеров, чем на сайт, но остаются лишь единицы. Почему?

Руководитель международного информационного агенства Sputnik Кыргызстан Елена Череменина в рабочем кабинете - Sputnik Кыргызстан
Мы радуемся каждому новому читателю — беседа с руководителем Sputnik Кыргызстан
— Люди просто не выдерживают. Они думают, что радио — это нечто романтическое, а приходится пахать. Чтобы хорошо говорить, нужно для начала очень много прочесть. На самом деле ведущим может стать почти любой человек, просто некоторым надо приложить для этого больше усилий.

Я сразу вижу тех, кто останется в сфере радио надолго. Они готовы часами ждать, чтобы им просто позволили прикоснуться к святая святых. Когда я только осваивал профессию звукорежиссера, делал все, о чем бы меня ни попросили: протирал пыль, бегал за водой, ходил в магазин. Просто я не видел своей жизни без радио…

Мне понадобилось много времени, чтобы научиться владеть голосом. Сложилась такая ситуация: у дикторов не всегда хватало времени зачитать текст, и я стал сам это делать. Переписывал одну и ту же фразу по 20 раз. Сначала получалось отвратительно, а потом… потом было хотя бы не стыдно. Если ты на протяжении нескольких лет постоянно читаешь тексты вслух, рано или поздно это начнет получаться. Даже если ты бездарь.

Ведущий национальной версии радио Адилет Иманов

© Sputnik / Табылды КадырбековВедущий радио Sputnik Кыргызстан Адилет Иманов
Было страшно. Я задыхался в прямом эфире — изнанка жизни радиоведущих в КР - Sputnik Кыргызстан
Ведущий радио Sputnik Кыргызстан Адилет Иманов

— Раньше кыргызстанцы видели твое лицо на телеэкранах, а теперь ты радиоведущий. Как это произошло?

— Да, когда-то я действительно был диктором. Если честно, давно мечтал о стажировке на радио Sputnik, но взяли меня не сразу. Пришлось нелегко, ведь раньше я зачитывал готовый текст, а сам практически ничего не писал. Здесь же ответственность очень большая, ведь мы сами пишем новости, приглашаем гостей, ищем интересные темы.

Только тут я понял, что на самом деле значит быть журналистом. Недостаточно просто обладать хорошим голосом, надо уметь импровизировать. Кроме того, со мной работают профессионалы высокого класса, поэтому необходимо держать марку.

— Я слышала, что найти хороший мужской голос гораздо труднее, чем женский. Это так?

— Мне кажется, найти хорошие голоса в принципе трудно. Мало кто рождается с идеальной дикцией, но над ней можно работать. Хотя, конечно, мужчины не так часто превращают радио и телевидение в свою работу, как женщины.

— Что случится, если ты проспишь эфир?

— Честно говоря, не знаю. Слава богу, пока такого не случалось. Думаю, за это выгонят с работы... Когда я устраивался сюда, меня сразу предупредили, что эфир — это самое важное. У нас все прописано до секунды, мы не имеем права опаздывать. Именно поэтому я обычно прихожу за час или даже за полтора часа до начала передачи.

Звукорежиссер радио Максим Марочкин

© Sputnik / Табылды КадырбековЗвукорежиссер радио Sputnik Кыргызстан Максим Марочкин
Было страшно. Я задыхался в прямом эфире — изнанка жизни радиоведущих в КР - Sputnik Кыргызстан
Звукорежиссер радио Sputnik Кыргызстан Максим Марочкин

— Помню, как много лет назад слушала тебя по радио. Ты работал диджеем на одной популярной радиостанции, у тебя даже псевдоним был — Макс Вавилов. Теперь ты стал звукорежиссером, то есть находишься "за сценой". Почему так произошло?

— Ох… Я просто понял, что быть диджеем — это не мое. Увлекся звукорежиссурой и постепенно уходил из прямого эфира. Со временем с головой погрузился в производство рекламной продукции для зарубежных компаний.

— Простые смертные не очень хорошо представляют, в чем заключается твоя работа. Что было бы с эфиром, если бы разом вымерли все звукорежиссеры?

— Звук был бы просто отвратительным! Представьте себе, что вы включаете радио, и там одна песня играет тихо, а другая — громко. При этом посреди записи артист вдруг начинает сморкаться или кашлять. Будет такая каша, что звукорежиссеры вмиг воскреснут и все вычистят. Пока есть звук, мы бессмертны!

— Хочется ли тебе иногда убить ведущих?

— Если бы они вымерли, в эфире была бы только музыка, а это неплохо. Но если серьезно, я всегда стараюсь войти в положение других людей. В нашей профессии это одно из главных качеств.

Обязательно почитайте историю создания Sputnik Кыргызстан, рассказанную главными редакторами.

Лента новостей
0