Айбек Шаршенбаев занимается строительством экологически чистых домов из соломы. Предприниматель признался: сначала он думал, что его клиентами будут люди из малообеспеченных семей. Оказалось, что им такие дома не очень-то интересны: они больше мечтают о двухэтажных особняках, отделанных сары-ташем.
Айбек рассказал о тонкостях сверхэкономичного строительства, а также поделился подробностями своей жизни в Великобритании.
— Вы ведь в начале 2000-х переехали в Лондон, верно?
— Да. Тогда кыргызстанцы массово уезжали на заработки, ведь тут было очень сложно заработать деньги. Я работал главным специалистом в одном из отделов Министерства финансов. Так как к тому моменту у меня уже были жена и ребенок, зарплаты госслужащего не хватало. Я каждый вечер таксовал, чтобы заработать хоть что-нибудь.
В 2001 году уехал на заработки в Лондон. Там пришлось нелегко: оказалось, что английский язык, который мы годами изучали в школе, имеет мало общего с языком, на котором говорят британцы.
Кроме того, Лондон — очень дорогой город: даже заработок в 100 долларов в день считается очень маленьким. Например, мы вчетвером снимали двухкомнатную квартиру. Стоимость ее аренды выходила примерно 2 400 долларов в месяц. Понимаете, как там дорого?
— Легко ли было устроиться на работу?
— Нет, особенно в самом начале. Я подрабатывал официантом, поваром, однако больше всего можно было заработать на стройке. Начинал как простой рабочий, но быстро освоился. Спустя полтора года мы создали свою бригаду.
— Сильно ли строительный бизнес в Великобритании отличается от того, что творится в Бишкеке?
— Да, когда в 2006 году я вернулся и увидел, что происходит здесь, был в шоке! Это сейчас ситуация стала лучше, а тогда… Взять ту же технику безопасности.
Вы элементарно не можете использовать на строительной площадке напряжение в 220 вольт, потому что при коротком замыкании разряд тока может убить человека. Там разрешено только 110 вольт. В Кыргызстане же вообще такого понятия нет.
— Я как-то разговорилась с рабочим, который клал у меня в ванной кафель. Он рассказал, что диски для болгарки делают некачественными. В процессе работы они разрываются и отлетают в человека, могут в лицо попасть или живот распороть.
Там любой инструмент должен быть сертифицирован. Никто никогда не станет пользоваться удлинителем, замотанным изолентой, как у нас. Более того, тебя не пустят на работу без желтой жилетки, каски и ботинок со стальным носком.
— А зачем строителям ботинки со стальным носком?
— На стройке в любой момент может произойти несчастный случай. Например, на ногу кирпич упадет. Чтобы не повредить ступню, нужно надевать такие ботинки, а ведь они не из дешевых.
— В Англии вам удавалось много заработать?
— В день мы получали 200-400 долларов, но не надо думать, что для Лондона это какие-то заоблачные деньги. Как я вам уже сказал, там очень дорого жить.
— С какими привычками жителей туманного Альбиона вам тяжелее всего было смириться?
— Я с трудом привык к тому, что там не уступают место пожилым. Кроме того, много мусорят: могут ехать в метро и там же оставить фантики. Однако гораздо важнее замечать положительные моменты. Мне понравилось, что британцы каждое утро приходят на работу в чистой одежде, от которой веет стиральным порошком и кондиционером. О наших строителях такого не скажешь!
Их секрет прост: они каждый вечер после работы стирают форму, а утром надевают свежую. Я стал поступать так же.
— Почему вы решили вернуться спустя шесть лет?
— Мой дом тут. Когда я приезжал в Бишкек из Лондона, то понимал, что все хуже владею ситуацией. Интернет был напичкан только плохими новостями, казалось, что в Кыргызстане жить ужасно. А приедешь и понимаешь: все совсем не так…
По возвращении целый год не мог найти работу. Накопления, которые я кровью и потом зарабатывал годами, таяли на глазах. Пришлось продать машину, чтобы открыть точку с гамбургерами, но этот бизнес не пошел.
Мне повезло — тогда цены на квартиры в Бишкеке рванули вверх. Если помните, в 2007 году каждую неделю недвижимость росла в цене на 10 тысяч долларов! Свою квартиру я когда-то купил за 13 тысяч долларов, а тогда продал за все 80 тысяч. Это было нечто! На эти деньги я смог построить дом и какое-то время жить.
— Как вы решили строить дома из соломы?
— Об этой технологии я узнал в Англии. Когда увидел, как человек построил себе дом из соломы, был в шоке. Речь не о тех домах, которые строят в нашей глубинке. С ними вечные проблемы. Я говорю о более технологичном варианте. Мы строим такие дома, к которым первые 10-15 лет можно вообще не прикасаться.
— А как строят соломенные дома?
— На русском языке информации об этом не так много, основная литература на английском. Мы делаем каркас из дерева, а стены заполняем спрессованной соломой. Каркас также можно изготовить из металла.
В некоторых странах, например во Франции или Италии, строят вообще без каркасов. У них каждый блок соломы так сильно спрессован, что метровый тюк весит почти тонну. По плотности он почти как кирпич. Они просто устанавливают блоки кранами, а сверху ставят крышу.
— Для строительства таких домов нужна какая-то специальная солома?
— На русскоязычных сайтах написано, что должна быть только рожь, вот только в Кыргызстане ее нигде не сеют: только на Иссык-Куле, да и продают такую солому по заоблачным ценам. Сначала мы использовали овес, а сейчас поняли, что пшеница намного лучше.
— Самый главный вопрос: как дорого стоят такие дома?
— Мой друг архитектор построил себе небольшой домик за 4 тысячи долларов! Получился отличный дом, будто в сказку попадаешь.
Сама солома стоит копейки — когда-то вообще считалось, что это отходы, ее просто сжигали. На поле солому можно купить по 15 сомов за тюк, а тебе нужно всего-то 500 тюков. Итого 7,5 тысячи сомов, представляете?
— А что делать, если в соломенном доме заведутся мыши?
— О, это один из самых распространенных страхов! Люди боятся, что у них весь дом будет в мышах. Я вам вот что скажу: дома, отделанные пенопластом, мышам нравятся гораздо больше соломенных. Чтобы прогрызть спрессованную солому, мышь должна быть стахановцем! Вредители заводятся там, где мусорят, а не где солома. Я видел не один кирпичный дом, где полно грызунов.
— Ну а если случится пожар?
— Сгореть может любой дом. Однако попробуйте поджечь закрытую книгу — она гореть не будет, надо ее раскрыть, смять страницы. То же самое с соломенными домами. Кроме того, снаружи они облицованы глиной. На самом деле такие строения в вопросах пожаробезопасности более устойчивы, чем те же контейнерные здания.
— А может ли такой дом просто сгнить?
— Нужно сделать изоляцию опасных участков, чтобы туда не попадала влага. Я читал в интернете, как в соломенный дом попала молния и начался пожар. Его потушили, залили водой, но часть соломы промокла. Тогда просто заменили часть тюков, и все — здание стало как новенькое.
Солома прекрасно дышит. В своем первом доме я специально положил один мокрый тюк, чтобы понять, как он себя поведет. Через месяц он полностью высох. Солома может отлично храниться на протяжении веков.
— Кто ваши клиенты?
— Я думал, что буду строить дома для малообеспеченных слоев населения, а оказалось, что люди с невысоким достатком мечтают жить в кирпичном двухэтажном доме, отделанном сары-ташем. Это было поразительно!
Я не смог даже своего брата уговорить на строительство соломенного дома. У него был отличный участок на Иссык-Куле, где за 3-4 месяца можно было построить отличный дом. Он сказал: "А вдруг надо мной будут люди смеяться, скажут, что я себе построил сарай". И вот он уже три года возводит кирпичный дом, никак закончить не может.
В основном такие дома заказывают люди 30-50 лет, большинство из них дамы, ведь именно для них важно, в каких условиях будут жить их дети. Им нравится, что в соломенном доме тепло и воздуха гораздо больше, чем в кирпичном или бетонном.
Здесь есть своя философия. Если взять то же бетонное здание, то представьте, сколько нужно средств, чтобы его утилизировать. А соломенный дом можно разобрать и переставить в другое место.
— В Англии вы строили дома и для миллионеров. Чем они отличаются от того, что хотят наши зажиточные люди?
— Да, там мы работали и для миллионеров, и для простых людей. На самом деле каких-то принципиальных различий не было, разве что у миллионеров потолки выше и окна дороже. Это у нас пытаются все деньги вложить в стены — купить необычные обои, установить потолки с подсветкой в пять уровней.
Многие наши граждане побывали за границей, пожили в отелях и теперь хотят свой дом превратить в гостиничный номер. В Англии предпочитают дома с характером, с особенной атмосферой. Думаю, и мы вскоре к этому придем.
Обязательно почитайте историю Авасбека Рысманова. Он долгое время жил в Южной Корее, но все же вернулся на родину.