Валерий Шевченко работает в детском центре творчества "Кыргызстан балдары" при мэрии Бишкека, где и находится мастерская. Журналистам Sputnik Кыргызстан он рассказал об особенностях доспешного кузнечного дела и почему между историческим средневековым боем и ковкой доспехов последнее оказалось интересней.
— Есть отличия между доспехами, в которых бились рыцари, и теми, что делаете вы?
— Сегодня бой в доспехах развивается как спорт. Когда публика видит его начало, всем кажется, что это будет, как на экране или в театре — постановочный бой. Однако уже после нескольких ударов бойцов заметно, что противники бьют друг друга в полную силу стальными предметами. Понятно, что доспехи тоже должны быть настоящими, а не бутафорскими.
Кроме того, как бы ни были хороши доспехи, в них жарко и невозможно свободно двигаться. Закрытое забрало (часть шлема, опускаемая на лицо для защиты от ударов. — Ред.) мешает дышать и прикрывает полный обзор — это как бег в противогазе. Если в реальном бою это вынужденная плата за безопасность жизни, то в спортивном состязании является помехой. С ростом мастерства многие спортсмены позволяют себе послабления. Например, делают больше отверстий в забрале или более широкие щели между элементами доспеха.
Кроме того, историческая реконструкция — это более сложное и интересное в изучении направление. Этому нигде не обучают. До всего нужно доходить самому, много читать и работать. Необходимо понять, как правильно выковать доспех, чтобы он не стеснял движений, был удобен и, что важно, исторически правдивым. Много времени отнимают поиск и изучение музейных фотографий. Необходимо не просто найти пару фото внешнего вида, а те, на которых максимально подробно будет виден каждый элемент снаряжения. Кроме того, требуется понимание, почему та или иная деталь доспеха сделана именно так, а не иначе.
— А как было во времена рыцарей?
— Раньше речь шла о жизни или смерти воина, поэтому достигалась максимальная степень бронирования, щелей практически не было. В более уязвимых зонах (подмышки, впадина локтя и колена) под доспехи надевали кольчугу.
Однако, если мы говорим об исторических реалиях, то рыцарь, который мог позволить себе полный латный доспех, никогда не ходил в бой пешим. Он ездил на лошади. То есть за рыцаря всю эту тяжесть таскал конь. Кроме того, у рыцаря были слуги. Если под ним убивали лошадь, то слуги его прикрывали, и у него была возможность отойти, сменить коня и снова вступить в бой. Только в крайнем случае, если вообще все плохо, он вступал в сражение пешком.
Кроме того, вопреки распространенному в наше время мнению, главным оружием рыцаря был не меч, а копье. Всадник зажимал его подмышкой, разгонялся на лошади и таранил противника. Ему навстречу несся такой же всадник. Поэтому его доспех должен был выдержать этот сверхмощный удар встречного столкновения с минимальными последствиями.
— Как вы начали заниматься кузнечным делом?
— Примерно шесть лет назад я работал системным администратором, и у меня была масса свободного времени: все настроил и следишь, чтобы аппаратура работала. Тогда, чтобы чем-то себя занять, захотел сплести кусочек кольчуги. Посмотрел урок в интернете и понял, что все настолько просто, что и пятилетний ребенок разберется. Однако это медленное и нудное занятие — с учетом основной работы сплести кольчугу я смог за восемь месяцев.
Изделие еще в процессе работы показал другу Богдану Сбитневу, который сегодня является капитаном клуба по историческому средневековому бою. Он предложил познакомить с ребятами, которые тоже увлекаются доспешным делом и историей. Я закончил кольчугу и принес ее в клуб, стал его регулярно посещать и работать в мастерской.
Пару раз испытал себя в боях, однако для меня интереснее изготовление доспехов. Кроме того, совмещать основную работу, работу в мастерской и тренировки практически невозможно. А в доспешной ковке есть миллион нюансов, в которые нужно вникать.
— Насколько для вас, как для творческого человека, ковка сопоставима с заказами?
— Так как у меня есть основная работа, делать доспехи на заказ не приоритет. Важнее делать то, что нравится и развивает меня как доспешного мастера. Да, был период, когда брался за любую работу. Обычно заказы приходят от спортсменов: все утилитарное, максимально простое и дешевое. Мне, как кузнецу, зачастую это вообще неинтересно делать: ты превращаешься в конвейер, который производит какие-то однотипные простые детали.
Кроме того, если заниматься этим в качестве бизнеса, то с точки зрения дохода это тоже не выход. Чтобы зарабатывать доспешным делом, нужно ежедневно выполнять много заказов, а их мало. Большинство бойцов находится далеко — это Россия, Украина, дальнее зарубежье. Там много своих мастерских с хорошей репутацией.
— Какая самая сложная вещь из тех, что вы сделали?
— Латные рукавицы в максимилиановском стиле и кираса (элемент защитного исторического снаряжения. — Ред.), которую я сейчас заканчиваю. Рукавицы делал в подарок хорошему другу в Новосибирске, а кирасу — бартером. В обмен я получу полный комплект исторической одежды первой половины XV века. Она нужна для посещения различных фестивалей исторического средневекового боя, где участникам необходимо быть в одежде того времени. Например, в прошлом году я побывал на ежегодном крупном мероприятии "Княжий двор" в Новосибирске.
Организаторы фестиваля разбивают лагерь, в котором участники живут в шатрах. Однако это не просто палатки, а настоящая реконструкция исторического лагеря, пройти в который можно исключительно в одежде той эпохи. Сторонние зрители в лагерь не допускаются. Для них открыто посещение только мест, где проводятся бои, выставки и мастер-классы.
С одной стороны, этот фестиваль может показаться ребячеством. На самом деле это очень интересно и захватывающе, в отличие от детских игр, такие мероприятия — интеллектуальная вещь. Даже для того, чтобы просто одеться и походить по лагерю, ты читаешь много исторических материалов, чтобы соответствовать той эпохе.
— Сколько мастеров занимается изготовлением доспехов в Кыргызстане?
— У нас я знаю всего четырех мастеров, которые могут выковать комплект в разном качестве. Двое уже отошли от этого вида деятельности. Еще один у нас в клубе и только осваивает такую работу.
Есть ребята в Алматы, Ташкенте. Они тренируются и пытаются делать снаряжение "на коленках". Однако совмещать тяжело. Каждое направление требует массы времени и сил, а доспехи нужны качественные. От этого зависят твои жизнь и здоровье. Так что я, пожалуй, единственный на весь Центральноазиатский регион, кто занимается этим регулярно и уже приобрел опыт и знания.