В преддверии праздника 9 Мая корреспондент Sputnik Кыргызстан побеседовала с ветераном Великой Отечественной войны и председателем Совета ветеранов Ленинского района Бишкека Валентиной Андреевной Касатых. Она рассказала, как скрыла от родителей, что ушла на фронт, как просила взять ее на задание, а потом чуть не упустила немецкого разведчика. Повествование ведется от первого лица.
До начала войны я жила с родителями в Пермской области. Папа воспитывал меня, как мальчишку. Мы вместе ходили на охоту, поэтому стрелять я научилась еще до того, как в пять лет пошла в школу. Тогда в нашем селе можно было окончить только семь классов, для дальнейшего обучения мне пришлось уехать в Новосибирскую область. После школы поступила в училище. Тогда война уже вовсю шла, поэтому нас обучали картографии, водили на стрельбище…
Знаете, я смотрю на современных детей, которым читаю лекции о Великой Отечественной войне, и понимаю: ну нет у них такого патриотизма. Мне никогда не было страшно за себя. Помню только одну мысль: мы обязательно победим!
После училища мы с подругой сразу пошли на фронт. Ее взяли в агитбригаду, а позже я узнала, что она дошла до самого Берлина. Меня же направили в группу розыска на авиационный завод имени Чкалова в Новосибирске. В это время его хотели взорвать немецкие разведчики. За забором была небольшая река, по которой они пускали плоты, начиненные взрывчаткой.
Мы выяснили, что его пассия жила в небольшом городке Красноярского края, возле тайги. Раньше в тех местах политзаключенные рубили и заготавливали лес для всего Советского Союза. Они жили в таежных бараках, а позже туда стали селиться другие люди, не осужденные. Любовница немецкого разведчика как раз жила в одном из этих домов. Ну кого туда послать? Милиционеры и солдаты могли спугнуть. Вот и отправили меня — маленькую, невзрачную девчушку с феноменальной памятью на лица.
По легенде я должна была постучать в дом этой женщины, чтобы спросить о заколоченном доме напротив: якобы мои родители хотят там поселиться. Помню, как мне открыла дверь молодая красавица.
— Что тебе нужно? — спросила она.
— Тетенька, вы не знаете, кто в этом доме живет?
— А тебе зачем?
— Мы с родителями там пожить хотим.
— Мы два года уже переписку не ведем. Я даже не знаю, где его хозяева.
В этот момент из ее дома вышел мужик. Здоровенный амбал упер руки в бока и кричит: "Там у тебя не чекистка ли интересуется?". Женщина всплеснула руками: "Какая из нее чекистка? Соплячка какая-то…".
Этих нескольких секунд мне хватило, чтобы понять, что мужчина — тот самый разведчик. Начальник нашей группы решил, что ночью его пойдут брать. Я заявила, что тоже пойду.
— Да куда ты пойдешь?! Тебя же пришибут.
— Я обнаружила! Я тоже пойду! — и сразу в слезы.
За меня вступились: мол, пусть идет… Помню, что ночь была очень тихой и темной, даже Луны не было. Я тогда поинтересовалась, почему в поселении нет собак. Оказалось, что они привлекают зверей из тайги, и те убивают скот. Половину пути мы тогда преодолели на лошадях, а дальше поползли. Приблизившись к дому, я забралась на крышу. А там дыра оказалась, и я полетела вниз головой. От шума мужик проснулся и бросился на меня с гранатой.
Она взорвалась. Ему разворотило плечо. А я даже страха не почувствовала, в голове стучала лишь одна мысль: "Мне нужно его задержать. В десяти шагах — тайга непроходимая, уйдет — не поймаем". Вот я и схватила первое, что попалось в руки, и держала, пока не отключилась… В этот момент прибежали наши, оказали первую помощь и отвезли в Новосибирск. Ко мне в палату пришел врач и сказал: "Девочка, ты же его кастрировала". За этот случай я получила медаль "За боевые заслуги".
О победе я узнала в очередной командировке. Потом вернулась в свою воинскую часть и 10 лет возглавляла секретное делопроизводство.
P.S. Во Фрунзе Валентина Касатых приехала в 1958 году по личным причинам. Здесь она продолжила служить и только в 52 года ушла в отставку. Однако еще семь лет служила начальником караула в МВД. В общей сложности женщина отдала службе 40 лет жизни.
В 1987 году она начала работать над основанием в Ленинском районе столицы Совета ветеранов ВОВ, вооруженных сил и тружеников тыла. Там она и трудится уже 33 года, 23 из которых возглавляет совет.
P.P.S. В 1987 году в Ленинском районе числилось 2 794 ветерана, сегодня их осталось всего 18. Всем уже больше 90 лет. Они нуждаются в материальной помощи и теплом разговоре.