— Алмаз Замирбекович, расскажите о причинах создания агентства по продвижению инвестиций.
— В обществе агентство по продвижению инвестиций прозвали "вторым ЦАРИИ". Так ли это?
— Это сравнение некорректно, потому что Центральное агентство по развитию, инвестициям и инновациям (ЦАРИИ) было по статусу намного выше, так как числилось при президенте КР. По сути, оно "подмяло" под себя правительство. У ЦАРИИ были большие функции: оно разрабатывало всю госполитику в сфере развития, инвестиций, энергетики. Фактически агентство могло вызвать любого министра "на ковер", дать какое-либо поручение, и эти поручения исполнялись.
Что касается нашего агентства, мы открылись при Министерстве экономики и имеем статус подведомственного предприятия. В функции агентства ни в коем случае не входит разработка госполитики, мы только можем вносить какие-либо предложения в инвестиционной сфере.
— Есть ли какие-либо успехи у агентства в привлечении инвестиций за столь короткий срок существования?
Сейчас мы ведем подготовку целого ряда проектов. Я думаю, что 2015 год ознаменуется тем, что раз за разом, как грибы, будут расти инвестиции. Я могу перечислить несколько проектов, над которыми мы сейчас работаем: это строительство заводов по выпуску внутривенных препаратов, переработке хлопка, молока и молочных изделий, а также комплексная разработка Кара-Кече, которая включает в себя модернизацию добычи угля, строительство железной дороги Балыкчи — Кара-Кече и теплоэлектростанции. Кроме того, мы работаем над проектом газопровода, он будет соединять Туркменистан с Китаем на участке, который будет проходить по Кыргызстану.
— В ноябре в Министерстве экономики прошел круглый стол с представителями текстильной промышленности из Китая. Какие решения были приняты по итогам встречи?
— В составе китайской делегации были представители Ассоциации производителей текстиля. У данной ассоциации есть центральноазиатский офис, который находится в Узбекистане. Сейчас они присматриваются к заводу "Илбирс", хотят открыть там крупное швейное предприятие. Мы ведем работу по технико-экономическому обоснованию этого проекта, чтобы начать его реализовывать в следующем году. Наша роль заключается в том, чтобы быть мостом между инвесторами и внутренними предпринимателями, которые ищут инвестиции.
— Насколько тяжело привлекать инвестиции в Кыргызстан?
— За каждого инвестора идет нешуточная борьба, их привлечение — дело нелегкое. Принимая во внимание то, что у нас прошли две революции, постоянные споры с инвесторами, национализировались какие-то объекты, ситуация с "Кумтором", плюс к этому нескоординированная работа министерств и ведомств. Это все затрудняет процесс. Мы доносим до инвесторов, что Кыргызстан движется в правильном пути. Те реформы и мероприятия, которые проводят правительство и парламент, нацелены на правильное направление.
— Какие сферы требуют наибольших инвестиционных вложений в Кыргызстане?
— Наши продукты вывозятся в сыром виде в Россию, Казахстан, не перерабатываясь здесь. Переработка означает добавленную стоимость, то есть если просто продавать картошку или делать из нее чипсы, — это две разные вещи. Наша задача — помочь промышленности и агроперерабатывающему сектору встать на ноги. Туризм у нас более или менее развивается, но находится на зачаточном уровне по сравнению с мировыми стандартами. На Иссык-Куле мало пятизвездочных отелей, нет комплексного развития, то есть одни пансионаты, никаких торговых и развлекательных центров. Мировая статистика показывает, что только 35 процентов денег тратится именно в том месте, где человек остается отдыхать, остальные 65 процентов тратятся на развлечения и шоппинг. Всей этой дополнительной инфраструктуры нет.
— Какие услуги вы можете оказывать инвесторам?
Также мы оказываем помощь в получении разного рода разрешений, лицензий и решении конфликтных вопросов. Например, недавно в Таласской области произошел конфликт между инвесторами из Турции и местным населением, которое было недовольно закупочными ценами на фасоль. Люди вышли на акцию протеста, выступали очень эмоционально. Инвесторы, боясь за свою безопасность, свернули производство и уехали.
В этой связи мы в сотрудничестве с полномочным представительством правительства в Таласской области начали работу по выяснению всех обстоятельств случившегося. Проведя переговоры с местным населением и инвесторами, было найдено общее решение. Сейчас ситуация наладилась. Интересы граждан Кыргызстана первостепенны в подобных вопросах.
— Какие меры для предотвращения коррупции среди сотрудников агентства вы принимаете как руководитель?
— Для того чтобы у моих коллег по агентству не было желания брать взятки либо вмешиваться в какие-либо коррупционные схемы, долго решался вопрос о финансировании. Работникам была поднята заработная плата, на сегодня они получают ее на рыночном уровне. Подбор персонала осуществлялся на конкурсной основе. Ребята молодые, образованные, с новым мышлением. Мы считаем, что это тоже внесет свою лепту.
Также принимаем контрольные меры по борьбе с коррупцией, в том числе делаем все, чтобы не стать посредниками между бизнесменами и инвесторами. Мы мост, который связал их, а далее мы умываем руки, чтобы не вмешивать агентство.