БИШКЕК, 13 мар — Sputnik. Директор института истории социально-правового образования Кыргызского государственного университета имени Ишеналы Арабаева доктор исторических наук Назира Курбанова ответила на вопросы корреспондента Sputnik.
Кыргызско-российские взаимоотношения в XVIII-XX веках стали темой Международного круглого стола с участием ученых, экспертов, работников образовательных учреждений, представителей государственных и общественных организаций Кыргызстана и России, который проводился в конце февраля.
— Каковы цели проведенной встречи ученых-историков в вашем институте?
В условиях глобализации мы видим рост ксенофобии, фашизма, можно сказать. И поэтому, учитывая тот факт, что история является идеологической наукой, в условиях информационной войны очень важно правильно донести исторические факты, которые были в прошлом, но и также их репрезентацию на сегодня.
— Вы считаете, что преподавание истории является идеологическим оружием?
— Не оружием, но основной частью идеологического фронта история, конечно же, является, потому что на истории можно воспитывать толерантность и понимание. Однако есть множество примеров, что на преподавании предмета также можно воспитать ненависть, фашизм и ксенофобию.
— Что нужно сделать для того, чтобы не допустить такого форматирования образования в КР?
— В преподавании истории обязательно необходима цель, нужны концепция и методология. При анализе преподавания уроков истории на Украине выяснилось, что оно шло совсем по другим методам, при которых подавался некий материал. При этом каждый ученик делал свои выводы. Ребенку, у которого еще нет устоявшейся точки зрения и понимания многих вещей, категорически нельзя так подавать предмет.
Вся история человечества — древняя, средневековая, современная — это бесконечные войны и борьба за существование. И именно поэтому историю детям нужно преподавать в другом ключе и ставить целью пояснение того, что в историческом процессе есть очень много хорошего и доброго.
— А как будет происходить формирование образовательных концепций между странами ЕАЭС?
— По моему убеждению, чтобы решать спорные вопросы, которые возникают в историческом прошлом, необходимо создание международного проекта в этом направлении. Тем специалистам, которые глубоко изучают материал, нужно совместно разрабатывать концепции и писать учебные материалы. Чтобы это были объективные, совместные проекты, ведь если это будет делаться в одном отдельно взятом государстве, то, конечно, есть риск того, что одеяло будет натягиваться на себя.
— В школах и вузах КР наблюдается тенденция по сокращению предмет-часов. Как вы прокомментируете, в частности, сокращение преподавания мировой и нашей истории?
— Преподавание истории в школе сегодня идет по новой концепции, по которой предусмотрено создание интегративных курсов. В рамках курса обществоведческих, гуманитарных дисциплин будут изучаться история, обществоведение, граждановедение и экономика.
Однако, с другой стороны, это вынужденная мера, потому что нагрузка школьников довольно большая. Видимо, так нужно в условиях обильного потока информации.
Но, как историк, я за увеличение предмет-часов по истории, потому что предмет несет социальную функцию. По этой дисциплине на сегодня государство дает социальный заказ, и это очень важно и нужно. Конечно, понимая, что дети должны изучать не только историю, но и другие дисциплины, считаю, что сокращение должно быть, но в разумных пределах.