БИШКЕК, 24 фев — Sputnik. Главный специалист отдела развития образования управления образования мэрии города Бишкека Чинара Бактыгулова ответила на вопросы корреспондента Sputnik о сокращении часов преподавания истории в школах.
— Как сокращение часов учебной программы по истории влияет на качество преподавания предмета?
Двенадцать лет назад произошло еще одно сокращение по часу с мировой истории, выделив это время для изучения предмета "Этика".
В итоге сейчас мы имеем по одному часу в неделю на преподавание мировой истории и истории нашей страны. История Кыргызстана у нас есть во всех школах, и даже с излишком. Но мы должны преподавать ее в неразрывной связи с мировой историей.
Вот дети сейчас, например, ничего не знают о втором съезде РСДРП, который в свое время мы так тщательно изучали, а ведь там были и кыргызстанцы. Сегодняшние дети уже намного меньше знают про Вторую мировую войну, кто и где командовал, про этапы, названия городов-героев. Хочу отметить: важно не просто знать, нужно уметь сопоставлять, анализировать.
Программы издают почти каждый год как для школ с русским, так и с кыргызским языками обучения. Однако учебников для русских школ у нас в Кыргызстане вообще нет.
В приказе Министерства образования позиции по рекомендациям учебников и учебных пособий "Мировая история для школ с русским языком обучения" и для всех школ "Человек, общество, экономика" остаются пустыми. Это означает, что у нас нет по ним ни учебников, ни каких-либо учебных пособий.
И если столичные ученики, обладающие русским языком, еще как-то могут найти информацию из различных источников в Интернете, то вот, например, учащимся с юга КР очень тяжело. Многие из них не знают ни русского языка, ни истории.
— Как же учителя преподают без учебников? Может, по советским изданиям?
Наверное, есть потребность в восстановлении старых учебников, которые были при Советском Союзе. Ведь мировая история неизменна, и история нашей родины — это ее часть. Если из преподавания выпадают Российская империя, Россия и Советский Союз, то и история Кыргызстана получается неполной.
Вообще, у нас очень мало знают историю. Но хорошо, что есть проекты из гуманитарного цикла. Научные конференции такого рода проходят именно в школах, чтобы охватить как можно больше учителей и учащихся.
И не только по истории ВОВ, а в целом по мировой истории. Может, это будет курс или факультатив сверх учебного плана. Военно-патриотическое воспитание — это тоже очень важный аспект в образовании.