В мае этого года ожидается присоединение республики к ЕАЭС. Таким образом, завершается формирование крупнейшего общего рынка на пространстве СНГ, который станет новым мощным центром экономического развития. Министр экономики КР в эксклюзивном интервью Sputnik рассказал, что уже успела сделать страна для того, чтобы стать полноценным членом ЕАЭС.
— До вступления КР в ЕАЭС осталось не более трех недель. Республика сделала многое, чтобы вовремя завершить все подготовительные работы. Что еще осталось сделать?
— Какой процент работ осталось завершить? Есть информация, что не все документы подписаны.
— Действительно, Кыргызстан еще не подписал два протокола, которые необходимы для вступления. Но уже 23 апреля вице-премьеры стран ЕАЭС встретятся для согласования документов. Там будут обсуждены вопросы принципиального характера, 26-го числа все должно быть готово. А 8 мая уже будут подписаны ключевые документы, которые окончательно откроют таможенные границы пяти государств.
— Каких преференций удалось достичь Кыргызстану при переговорах о вступлении в ЕАЭС? В течение какого срока они будут действовать?
— Кыргызстан будет импортировать 165 видов товаров по обычным таможенным ставкам в течение пяти лет, так как страны ЕАЭС не смогут обеспечить республику всем необходимым. В этот список вошли легковые автомобили, импортируемые из третьих государств, лекарства, электронная и бытовая техника, ковры и ковролин, сельскохозяйственная техника и промышленное оборудование. Все продовольственные товары, сырье для легкой промышленности, а также ее продукция будут импортироваться в соответствии с законодательством ЕАЭС, для того чтобы быть полноценными участниками рынка.
— Как сейчас обстоят дела с экспортом? Например, глава швейной отрасли Фархад Тологонов заявил о сокращении экспорта в два раза. Ожидается ли в дальнейшем сокращение экспорта из-за кризиса?
— Здесь сказались две проблемы. Экспорт сократился за счет ужесточения требований со стороны России и Казахстана. Кроме того, на наш экспорт повлияла девальвация тенге и рубля. Кыргызский сом оказался более устойчивым. Поэтому наши товары стали более дорогими. Но в связи с укреплением рубля можно говорить об увеличении темпов экспорта. После присоединения ситуация однозначно улучшится и наши швейники будут и дальше лидерами в своей сфере.
— Как обстоят дела с сертификацией и аккредитацией ветеринарных, пищевых и других лабораторий? Сколько их уже аккредитовано?
— Орган, аккредитующий лаборатории, называется Кыргызский центр аккредитации, который входит в международную комиссию ILAC. Комиссия ЕЭК подтвердила, что наша работа соответствует всем стандартам. Например, Россия еще пока является членом этой организации. Через нее свою аккредитацию прошли 92 лаборатории по КР. Они находятся на севере и юге страны. Из них 33 пищевые лаборатории. Есть также лаборатории, которые занимаются проверкой продовольственных товаров, детских игрушек, промышленных товаров. У нас была проблема по аккредитации ветеринарных и фитосанитарных лабораторий. Сейчас две получили право вести свою деятельность. Одна находится в Оше, другая в Бишкеке. В ближайшее время мы ожидаем приезда экспертов, которые проверят готовность фитосанитарных лабораторий.
— Вы допускаете создание частных лабораторий?
— Безусловно, потому что многие уже интересуются подобным видом деятельности. Частный сектор может создать конкуренцию. Любой предприниматель сможет выбрать себе удобное место для получения сертификации. Везде будут единые стандарты.
— Достаточно ли у государства средств, выделенных на создание лабораторий, хотя бы для их минимального оснащения?
— Конечно же, нет. Первоначальная смета по оснащению составляла 370 миллионов долларов. 200 миллионов дает Россия, еще 100 миллионов долларов выделяет казахская сторона в виде оборудования для лабораторий и таможенных постов. Также появится возможность в режиме реального времени обмениваться информацией с коллегами из стран ЕАЭС. Сейчас у нас такой возможности нет.
— Насколько уже готовы таможенные посты в Кыргызстане к новому формату работы?
— Китай предлагает создать зону свободной торговли с ЕАЭС. Насколько это полезно Кыргызстану?
— Китай — это океан с огромным рынком потребления и предложения. Мы не сможем, да и не должны закрываться от него. Без КНР нельзя прожить. Мы просто должны определить для себя оптимальный путь развития, чтобы торговля между сторонами была взаимовыгодной. Но это вопросы будущего.
— Как обстоят дела с Кыргызско-Российским инвестиционным фондом? Как он намерен работать?
— Уже было проведено одно совещание с российской стороной, на котором обсуждались текущие вопросы работы фонда. Мы договорились, что вторая встреча совета пройдет во второй половине мая, где будут уже рассмотрены пять-десять проектов, нуждающихся в кредитовании. Для нас приоритетны сферы сельского хозяйства, переработки, промышленных предприятий, легкой промышленности, логистические центры, лизинг, ипотека. Будут активно рассматриваться проекты, которые помогут повысить экспортный потенциал республики. Кредиты будут коммерческими, то есть возвратными. У всех кредитов будет обязательное залоговое обеспечение. Но процент будет очень низким, и он существенно отличается от предложений коммерческих банков. Кредиты можно получить в долларах и нацвалюте на сроки от трех до семи лет. Минимальная сумма — от 3 миллионов, которая будет выдаваться через комбанки. Суммы свыше — через фонд.
— Бизнесмены Казахстана и России постоянно конкурируют на рынке за свое место под солнцем. Наши бизнес-круги опасаются, что они не смогут потянуть конкуренцию и их просто задавят. Насколько их опасения оправданны?
— А в чем наше преимущество?
— По сельскому хозяйству — экологичность продукции. Мы не можем соперничать в объемах, однако выиграть за счет качества вполне реально. Ведь у нас и сейчас есть отличные достижения при закрытых границах. Пусть у нас небольшие объемы, но наши овощи и фрукты востребованы на рынках Астаны и Алматы, Сибири и даже Москвы.
— Какие дополнительные стимулы инициирует государство для привлечения инвесторов?
— Мы приглашаем в КР всех инвесторов, и с большим объемом, и со средним объемом средств. В России таких предложений достаточно. Мы предлагаем размещаться в сфере логистики, торговли, финансовых и коммерческих структурах. Уже сейчас мы прорабатываем вопрос о дальнейшем сокращении разрешительных документов. Мы приняли концепцию фискальной реформы, в рамках которой можно было бы отменить налог с продаж для предприятий, работающих на экспорт. Второй этап — плательщики НДС. Еще одна сфера, где необходимы реформы, — по социальным отчислениям. У нас продолжается либерализация разрешительной системы. Мы хотим сократить количество лицензий до 80-85, переходим на электронную выдачу лицензий и представление электронной отчетности. Мы также работаем по контрольным органам, сокращая количество проверок. В правительстве разрабатывается стратегия развития частного сектора, которая будет принята до 2017 года.
— С таким напряженным графиком остается время на себя?
— Да, безусловно. Я каждый день бегаю, подтягиваюсь, выполняю специальный комплекс упражнений, стараюсь плавать. Вообще, я люблю активный образ жизни, тем более что это позволяет проветрить голову. Ведь стране я же нужен здоровым!