БИШКЕК, 20 окт — Sputnik. "Исламское государство" вербует не только взрослых — их целью стали и дети. Учебные базы по воспитанию будущих боевиков и смертников работают не только в Сирии и Ираке, но и в Турции.
Как сообщает газета Vatan, среди задержанных были 24 подростка, прибывшие из Узбекистана и Таджикистана. Их обучали радикальному исламу и правилам жизни в ИГ. В центре также проводились тренировочные сборы. Таджикские правоохранительные органы пока никак не комментируют эту информацию.
Детей в основном используют в качестве разведчиков
Дети на войне в ИГ, к сожалению, уже не новость. В конце марта сообщалось, что по меньшей мере 400 подростков в настоящее время проходят военную подготовку в тренировочных лагерях "Исламского государства" на севере Сирии.
Однако "львята" в составе ИГ в возрасте 8-13 лет неоднократно совершали и кровавые расправы над пленниками. Подобное видео боевики уже несколько раз выкладывали в Сеть с начала этого года. Так, в ноябре Казахстан и регион ЦА в целом были потрясены видеороликом, в котором были показаны десятки казахских детей, проходящих обучение в военном лагере ИГ.
По данным правозащитной организации Human rights watch, детей в войне использует не только "Исламское государство". За это правозащитники осуждают и отряды так называемого "ополчения", которые не перестают "использовать детей и подростков, не достигших 18 лет, в проведении боевых действий".
По документам организации за 2015 год, по меньшей мере 59 подростков сражались в рядах ополчения.
…о количестве погибших на заданиях детей сведений фактически нет
В июле сирийская газета "Аль-Вотан" ссылалась на оппозиционный мониторинговый источник, который вроде как "смог задокументировать гибель 52 детей в возрасте до 16 лет за период с начала января нынешнего года и вплоть до 15 июля, которые воевали в рядах "Ашбаль аль-Хиляфа".
По сообщениям того же источника, с начала 2015 года в ряды "Ашбаль аль-Хиляфа" влилось около 1 100 детей и подростков не старше 16 лет, которых ИГ вербует через центры, открытые на подконтрольных ему территориях в Сирии.
Методы вербовки детей
Так кто же и как вербует детей и подростков на войну? Что касается маленьких детей, то, конечно, здесь речь о вербовке не идет. Как правило, по словам экспертов, они попадают на войну "благодаря" своим родителям, которые выезжают на джихад иногда целыми семьями.
Подростков же активно вербуют через социальные сети, и этот метод широко распространен.
Рами Абд Рахман, директор мониторингового центра, сообщил французскому агентству Франс пресс, что экстремистское движение завлекает "детей, которые нигде не учатся и не работают, предлагая им огромные по их меркам зарплаты — до 200 долларов США, что превышает размер зарплаты госслужащего или директора школы в Сирии".
Но это в Сирии. А что толкает на войну подростков из СНГ?
По словам таджикского психолога Батыра Залимова, на каждого потенциального "рекрута" есть свой метод вербовки. Если это люди среднего возраста, то чаще всего у них социальные проблемы, очевидно, их заманивают деньгами. Что касается подростков, то деньги здесь не главное. Вербовщики дают то, чего подросткам явно не хватает, — идеологию.
"У большинства молодых людей, как мы знаем, весьма протестное настроение. Вербовщики давят на идеологию и вместе с тем дают молодым возможность поиграть в "войнушку". Подростки идут на это легко, но лишь до того момента, пока не встречаются с опасностью лицом к лицу", — говорит психолог.
По его словам, в террористических организациях работают далеко не глупые люди, они знают, как работать с разными категориями "рекрутов".
"Для пущей убедительности используют Коран, точнее, свое понимание Священной книги, и, используя неграмотность людей, особенно молодежи, явно вырывая фразы из контекста некоторых сур, дают им иное понимание справедливости", — говорит Залимов.
Эксперты уверены, что участие в террористических группировках наносит детям глубочайшую психологическую травму. Ребенок, воспитанный на идеологии джихада, с годами превращается в идеальную машину "священной войны с неверными". И необходимость убивать у него не вызывает уже никаких сомнений.