БИШКЕК, 16 ноя — Sputnik. Уже совсем скоро количество такси, курсирующих по Бишкеку, может сильно сократиться и вызвать машину станет практически невозможно, говорят таксисты. А все из-за того, что в КР с 1 января станет активным запрет на использование праворульных автомобилей для коммерческих целей.
Почему был введен запрет?
Разговоры о запрете "праворулек" начались семь лет назад, когда в Кыргызстан начали массово завозить автомобили из Японии, однако смена власти, выборы нового парламента отсрочили рассмотрение законопроекта на эту тему. Таксисты думали, что их оставили в покое, но ненадолго.
Главным аргументом законопроекта о запрете коммерческого использования "японцев" стала высокая аварийность на дорогах. По статистике ДПС, за 9 месяцев этого года по республике произошло 5 тысяч 143 аварии, из них 1 570 ДТП — с участием праворульных автомобилей. В них погибли 246 человек, и еще 2 590 получили различные травмы.
По мнению председателя общественного наблюдательного совета МВД Ялкуна Даутова, статистика действительно говорит сама за себя, но при этом ДПС не отмечает соотношения леворульных и праворульных авто в ДТП.
"Японцы" действительно часто становятся участниками ДТП, особенно на республиканских трассах. Но при этом они более комфортабельны и дешевле в эксплуатации, чем их леворульные собратья. Может, есть смысл пересмотреть закон и как-то по-другому регулировать безопасность? При этом можно собирать деньги в бюджет. Можно просто запретить использовать "праворульки" на республиканских трассах, хотя отслеживать будет очень тяжело", — предложил Даутов.
По его мнению, необходимо продлить действие моратория от одного года до трех лет. За это время можно что-то придумать, чтобы безболезненно отказаться от праворульных автомобилей, заключил Даутов.
Мы хотим работать
При этом в службах такси более двух третей рабочих автомобилей составляют именно праворульные.
По словам менеджера одной из таких служб, у них работает более 1,5 тысячи автомобилей и почти тысяча из них — японцы".
"Они очень удобны, потому что не потребляют много бензина, маневренные. Именно это позволяет держать разумные цены на наши услуги. Многие из таксистов взяли машины в кредит, чтобы выплатить его, работают в две смены", — сообщил он.
Менеджер добавил, что таксисты просят отсрочки о запрете, в противном случае они готовы выйти на митинг.
"Вы представляете, сколько рабочих мест потеряется? Все же выживают, как могут. В городе работает много служб, иногородние поездки также обслуживает не одна сотня водителей. К тому же наши услуги после запрета могут подорожать, и такси в городе станет меньше", — добавил менеджер.
Водитель со стажем Николай Добрецов сказал, что на самом деле в городе разница между правым или левым расположением руля не заметна.
"Если человек хорошо водит машину, то он контролирует дорогу в любом случае. Мне на моей "Хонде" работать выгодно. Я и буду продолжать работать, жить ведь надо. У нее небольшой объем двигателя, хорошая вместимость и маневренность. За одну смену зарабатываю 1 000-2 000 сомов, которые позволяют мне кормить семью. У меня пока нет денег, чтобы приобрести леворульный автомобиль. Да и многие мои коллеги находятся в такой же ситуации", — рассказал таксист.
Можно и передумать
Лидер фракции "Онугуу — Прогресс" Бакыт Торобаев честно признался, что, будучи депутатом прошлого созыва, был автором законопроекта о введении запрета на ввоз праворульных авто, однако его мнение с тех пор изменилось.
"Если наши граждане, уже купившие такие машины, сейчас зарабатывают с их помощью на жизнь, работая таксистами, мы должны очень взвешенно подойти к принятию решения при рассмотрении вопроса. Нельзя допустить, чтобы в случае вступления запрета в силу тысячи людей остались без работы, тем более в условиях усиливающегося экономического кризиса", — сказал Торобаев.
Фракция даже провела слушания по продлению моратория, но решила отложить вопрос, так как необходимо услышать мнение Налоговой службы, потому что из-за запрета таксисты могут уйти в "тень".
"Нам с трудом удалось наладить налоговые отчисления с таксистов. И если запрет будет введен, они вновь уйдут в "тень", просто будут заниматься этим в черную. У нас опять появится множество "бомбил", — отметил представитель Ассоциации операторов и перевозчиков такси Василий Шерлиев.
Был руль справа, а теперь слева
По мнению главы кабмина, для решения проблемы нужно построить стационарные предприятия, которые займутся переносом руля.
"Перекидка будет стоить недорого — 1 500-2 000 долларов с учетом года выпуска, цены и объема двигателя", — отметил премьер.
По его словам, разрешить всем водителям праворульных автомобилей заниматься коммерческой деятельностью правительство не может.
Но с таким решением не согласны и водители, и пассажиры. По мнению таксиста Алтынбека Шарипова, если бы у него были такие деньги, он бы их просто добавил к стоимости автомобиля и купил машину с левым рулем.
"К тому же у нас практически никто не занимается перекидыванием руля. Мало кто даст гарантию на такую переделку. А мы отвечаем за человеческие жизни, и спрос будет с нас. Лучше бы водителей учили грамотнее ездить и не покупать права", — подчеркивает мужчина.
Горожанка Мария Колесникова отмечает, что побоялась бы сесть в переделанный автомобиль.
"У нас и многие водители маршруток, и таксисты не следят за техническим состоянием своих машин, а тут еще и такая серьезная переделка. Правительство должно что-то обязательно придумать, чтобы и водители остались довольны, и безопасность при этом не страдала", — сказала она.
Ассоциация операторов и перевозчиков такси просит Жогорку Кенеш и правительство отказаться от запрета на коммерческую эксплуатацию хотя бы на пару лет, чтобы те, кто зависит от этого вида бизнеса, могли уладить свои вопросы (рассчитаться с кредитом, купить леворульный автомобиль, переустановить рулевое колесо) и тем самым решить такой важный для Кыргызстана вопрос.