В Кыргызстане 56 высших учебных заведений, которые каждый год обещают абитуриентам образование самого высокого уровня. Но в итоге, по данным СМИ, по специальности могут найти работу только 30 процентов выпускников. Остальные, чтобы достичь уровня профпригодности, вынуждены посещать дополнительные курсы.
Если вы обладаете востребованными знаниями, то можно ими и поделиться. За деньги. Как это делать правильно, эффективно и прибыльно, рассказали Sputnik уже преуспевающие в своем деле кыргызстанцы.
Эрнис Адылбеков, 25 лет — основатель языковой школы English zone
— К тому же все это мы делаем не для того, чтобы заработать деньги, а для того, чтобы оказывать сервис.
Представьте: восьмилетний сельский мальчишка из Кыргызстана переезжает в США и поступает в местную школу уже на следующий день после прибытия. Он не знает ни слова на русском, не говоря уже о знании иностранного языка. Каково ему? Ребенок вынужден адаптироваться к новому окружению.
Это история из моего детства и часть идеи Ehglish Zone — выйти из зоны комфорта и создать такую языковую среду, чтобы начать воспринимать странные звуки чужого языка как родного.
Против правил
Еще будучи студентом, в 2013 году, я подрабатывал преподавателем по английскому. И знаете, мне безумно не нравилось то, что меня заставляли делать, — учить студентов грамматическим правилам. Я сопротивлялся, пытаясь внедрить свою методику — преподавать ментальную "грамматику". Мы учили песни, смотрели фильмы и играли в мафию. Директор школы был не в восторге от моих инноваций. Это подтолкнуло меня к созданию English Zone.
Но вложенные средства оправдали себя не сразу. Несколько месяцев ко мне на занятия ходили всего три студента, а то и один. Я был вынужден занимать деньги, чтобы оплатить аренду помещения. Но важно не то, что их было трое, а то, что они поверили в меня и мою идею.
Если ты любишь свое дело, оно обречено стать прибыльным
Сейчас у меня два партнера, которые помогли с денежными средствами на открытие новых филиалов, – Эмиль Уметалиев и Эркин Адылов. Количество студентов перевалило за 50 человек, восторженные иностранные туристы все чаще заглядывают к нам, один парень даже сравнил наш офис с офисом Фэйсбук в Калифорнии. Все, что касается прибыли, конфиденциально.
К тому же все это мы делаем не для того, чтобы заработать деньги, а для того, чтобы оказывать сервис.
Светлана Марголис — один из первых social media marketing–специалистов (SMM)
— Я всегда очень болею за свою работу — это главный секрет успеха.
Заниматься SMM начала в 2009 году, когда пришла в качестве администратора сайта в одно из коммерческих представительств в Кыргызстане. Меня удивило огромное количество интереснейших образовательных программ, о которых очень мало кто знает. Тогда я подумала: а почему бы не рассказывать об этом в социальных сетях? Но тогда не рискнула заняться тем, чем занимаюсь сейчас — рассказывать о полезном.
Вкладывать денежные средства в открытие агентства мне почти не пришлось. Мой бизнес начался, когда первый клиент оплатил услугу. Помню, что первый мой гонорар был 150 долларов.
Первую программу продвижения товаров в Интернете я разработала сама. Проходила онлайн-курсы у специалистов Израиля, России, Украины, адаптируя полученные знания к Кыргызстану, ведь SMM требует оперативности.
Мне всегда хотелось быть маленькой, уютной маркетинговой компанией, и это удалось.
Алтынай Джуманазарова, 29 лет — основатель PR-агентства "Ноосфера"
— Решение создать "Ноосферу" возникло, когда спрос значительно превысил предложение. До этого я несколько лет оказывала консалтинговые и PR-услуги, параллельно делая карьеру в корпоративном секторе. Но объемы заказов неуклонно росли, и стало ясно — пора институционализироваться, собирать команду и делать свой бизнес. Так в 2012 году возникло PR-агентство "Ноосфера".
Прибыль с первого дня существования
Не было никаких инвестиций, партнеров, кредитов. Созданное в ответ на запросы рынка агентство начало приносить прибыль с первого дня существования. Кроме того, я изначально решила, что буду единственным учредителем, чтобы избежать проблем, когда партнеры вдруг начнут делить апельсин. Таких примеров немало. По этой же причине 5 крупных бизнесменов и компаний, в разное время выразивших желание купить долю в моем PR-агентстве, получили отказ. Задачей было создать устойчивый автономный бизнес, который не зависит ни от каких обстоятельств, и благодаря моей команде это получилось.
Секрет успеха лидера PR-агентств Кыргызстана, или Какой он, идеальный сотрудник?
У "Ноосферы" два главных актива — наши клиенты и наша команда. Если три с половиной года назад в агентстве была только я, то сейчас это семь профессионалов, которые оптимально друг друга дополняют и бесперебойно выдают качественный продукт. Я долго и мучительно подбирала команду, это получилось не с первого раза. Были дни, когда оставалась одна с пятью проектами на руках и буквально билась головой о стену, были люди, которые катастрофически разочаровывали. Но со временем пришло понимание, каким должен быть сотрудник моего агентства, и главным качеством оказалось желание работать. Новичка можно обучить профессии, если в компании поставлены бизнес-процессы, выработаны стандарты и культура взаимопомощи. Но желанию работать научить нельзя.
О финансах и об их источниках
Наш ежегодный оборот сейчас — около 10 миллионов сомов. В числе клиентов практически все крупные компании, представленные в стране: мобильные операторы, банки, топливные и IT-гиганты, интернет-провайдеры, туристические компании, авиаперевозчики, ритейлеры. Суммарное число клиентов PR-агентства — более 200 бизнес-структур и международных организаций. И все они пришли к нам по рекомендациям, потому что мы никогда не рекламировали сами себя.
Секрет успеха бизнеса в Кыргызстане
Мне кажется, бизнес — это про доверие. Не про деньги, не про связи, не про использование друг друга в своих целях. А именно про доверие. Люди и компании стремятся работать в первую очередь с теми, на кого можно положиться. Особенно это касается нашей отрасли, потому что пиарщики, как и адвокаты, знают о клиенте все и говорят от его лица. Главная ценность "Ноосферы" — доверие наших клиентов, потому что именно оно вывело нас в лидеры PR-рынка страны.