Примерно так заместитель министра внутренних дел республики Курсан Асанов на заседании Жогорку Кенеша рассказал депутатам, как их сотрудники будут отличать праворульное такси, чья деятельность нынче законодательно запрещена, от частной машины.
"Во-первых, нужно иметь очень хорошее зрение и внимательно всматриваться в поток машин, — попытался заинтриговать депутатов замминистра. — И когда глаз уже привыкнет к нескончаемой автомобильной реке, определить праворульный транспорт, занимающийся коммерческой перевозкой пассажиров и багажа, можно по шашке "Такси", установленной на крыше машины".
От подобного откровения избранники с трудом перевели дух и сразу почувствовали себя избранными, которым доверили тайну великую. Теперь-то, когда их лишили персонального транспорта, они, узнавшие главный признак незаконного такси, никогда не воспользуются его услугами. Тут главное — запомнить: если водитель сидит справа, а над его головой светится колпак с цифрами и буквами, от такой машины нужно держаться подальше, а лучше бежать. Иначе вы фактически станете нарушителем закона и, ужас-ужас, даже соучастником преступления.
Пусть водитель уговаривает вас и утверждает, что у него машина с переставляемым рулем. Мол, стараясь внести в свою жизнь хоть какое-то разнообразие, он по четным числам баранку крутит слева, а по нечетным — справа, развлекая себя и инспекторов, заставляя их подходить то с одной стороны, то с другой.
— Вы же этого человека совсем не знаете, — будет, заглядывая в глаза и помахивая жезлом, говорить блюститель порядка. — Если знаете, тогда имя, сестра, имя его назовите!
— Брат он мне, брат, — заламывая руки, будет причитать пассажирка. — Мы домой ехали, но во время аварии я так головой треснулась, что все имена позабыла.
— Ага, – возликуют дэпээсники, – не знаете. Таксист он, а не брат! Злостный нарушитель закона. И мы его сейчас, если сможем вытащить из разбитой машины, сразу начнем штрафовать.
А штраф-то огромный — целых 2 тысячи сомов. Это, конечно, на первый раз. При второй же поимке с таксиста снимут 3 тысячи денег и лишат права водить любые автотранспортные средства, вне зависимости от места руля, на целый год.
Уловив, что вошедший в действие с нового года закон, принятый еще предыдущим составом Жогорку Кенеша, открывает новые горизонты для получения сотрудниками ДПС незаконных денег, бывший столичный мэр социал-демократ Иса Омуркулов, возглавляющий парламентский Комитет по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству, прямо заявил:
"Многие водители таких машин кормят семьи, выплачивают кредиты, поэтому запрещать им сейчас зарабатывать с помощью своего авто неправильно".
И сообщил, что они предлагают ввести закон в действие с 2018 года. К тому моменту или таксисты купят машины с правильным рулем, или их семьи просто перестанут есть. Депутат Мирлан Бакиров из фракции "Онугуу-Прогресс", почувствовав, что любовь хозяев "праворулек" после такого подарка перетечет к СДПК, заявил, что их партия предлагает отсрочить запрет сразу до 2020 года.
Действительно, чего мелочиться?
Поняв, что все рассказы о выявлении нарушителей закона подействовали на депутатов совсем не так, как ожидалось, Асанов, печально взглянул на них, произнес:
"Если вы примете другой закон, мы готовы исполнить его".
Вот и делись после этого с законодателями профессиональными секретами. Вся работа насмарку…