После неудачного эксперимента с президентским правлением — так, по крайней мере, показалось жителям островка демократии — некоторые товарищи, считающие себя большими политиками, пусть и местного уровня, решили, что у нас должна быть еще и парламентская власть.
Конечно, хоть нас и миллионы, но найти достойных было трудно. Однако чисто теоретически возможно. Достаточно вспомнить, что только в одно президентское кресло рвались сразу несколько десятков претендентов. Здесь же конкурс оказался гораздо меньше.
В целом изначальное желание было верным. Да и говорилось все правильно. У нас в стране вообще произносят много правильных слов. Уж что-что, а языком дела вершить мы научились. Кто-то даже пытался убеждать электорат в том, что наши политики — люди с необыкновенно чистой и открытой душой. Что думают, то и говорят. Ну-ну! Оставьте эти сказки. Совсем не секрет, что во власть рвутся люди деловые и к политике подходящие исключительно с коммерческой точки зрения. Они сами и утверждали, что раньше все в стране решалось одной семьей и все взятки стекались в ее копилку, то есть одному человеку ни верить, ни доверять нельзя, особенно если его родственники хапуги. А если для принятия государственного решения соберется сразу сотня семей, пусть даже и помельче, то им верить будет можно. Они ведь друг другу не только бюджет растаскивать не дадут, а вообще ничего толком не доверят. Главное, как шептали авторы подобных задумок, для пропихивания важных вопросов избранников придется подкупать десятками. Если, конечно, не будет ценных указаний сверху что-то решать бесплатно.
Было бы удивительно, если бы эти списки довольно быстро не превратились в предмет торга. У нас ведь как — за что на высоком партийном уровне возьмутся, то и продается. При этом главными продавцами становятся партийные боссы. Отсюда и партий множество, и в каждой председатель, а то и два-три-четыре. Трудно подсчитать. Вообще, у нас все хотят быть председателями. Партийными. Как тут не вспомнить старую частушку: "По деревне мы идем, ни к кому не пристаем. Все мы председатели…". В общем, самые ушлые товарищи поняли: чтобы хорошо жить, нужно создавать партии. Пусть они официально и считаются политическими и идеологическими институтами, на деле же это исключительно коммерческие предприятия.
Товар определили сразу — депутатский мандат. Вещь в хозяйстве не очень и нужная — куда ее приспособить? Но в жизни, оказывается, ой какая ценная. От мандата и почет, и уважение, и коврижки всевозможные. Зачастую сразу и не определишь истинную цену омандачивания. Если подсчитать, сколько денег партии потратили на приобретение заветной вещички, то волосики не только на голове, но и там, где их не успели сбрить, сами шевелиться начинают. Миллионы и миллионы вытащили из кубышек да прямиком направили на агитацию народа. Кто больше тратил, того граждане и увидели во власти.
Деньги, потраченные за счет официальных выплат из госбюджета, вернуть невозможно. Тому, кто был включен в список только для выполнения прописанных в законе квот и не сильно накачал партийный кошелек, следует уступить место людям со средствами. Тех деньги уже волнуют несильно. Им нужен депутатский статус. Заработавшие капитал боятся, что всяк пришедший к власти попытается его у них отобрать. Так уж лучше они сами будут в числе властных господ.
Так и подмывает спросить: чего же вы, люди добрые, депутатскими значками украшенные, договориться между собой не можете? Ведь для нас большой разницы от присутствия в парламенте той или иной фигуры нет. Так решили бы по-братски, а может, и по-сестрински, что раз вас в списках было по две сотни человек, то пусть каждый побудет депутатом хоть по нескольку месяцев. Вам всем жить станет проще, да и прощание с мандатом не будет шоком. А то, как посетовал нынче один из депутатов: "Представляете, вечером ты засыпаешь депутатом, а утром просыпаешься простым человеком". И пусть люди не слышат о ваших конфликтах, решаемых в судах. В коллективах единомышленников так не бывает. Точнее, не должно быть. Ведь мы же можем подумать, что в законодательном органе не собрались, а сбились в кучку стаи товарищей, старающихся угрызть друг друга. На потеху избирателям. Нам оно надо?