Зачем вам, бишкекчанам, знать о том, что к концу 2017 года заработает новая дорога, которая призвана соединить северные регионы с югом? Полотно от Балыкчи до Джалал-Абада должно стать альтернативой трассе Бишкек — Ош и обогатить местных жителей.
Как у наших людей взыграла предпринимательская жилка
Газеты и телеканалы страны еще даже не начали рассказывать населению о строительстве дороги, а в Сузакском районе Джалал-Абадской области активизировались платежеспособные граждане, не знавшие, куда можно выгодно вложиться.
Еще никто не представлял конкретный маршрут стройки века, но потенциальные предприниматели, пользуясь инсайдерской информацией, уже начали скупать земли у айыльных аймаков, местных фермеров, животноводов и сельчан верхней зоны Сузакского района, логично предположив, что дорога пойдет по старому маршруту Джалал-Абад — Казарман. Скупка происходила в лучших традициях Дикого Запада при освоении золотоносных месторождений Клондайка еще в позапрошлом веке в Северной ихней Америке.
Заметно возрос наплыв посетителей в 2012—2013 годах. "Инвесторы" заботливо предлагали хорошие деньги за перепрофилирование земель, закупая или арендуя гектары земель на обочинах трасс. Основной акцент делался на места, где красивее природа, есть доступ к воде, где усталый путник найдет место для отдыха после загара на пляжах Иссык-Куля или посещения древних городов южных областей.
На месте покупки будущие владельцы придорожных кафетериев и мотелей, пунктов технического обслуживания и пекарен мечтали, как развернут дело, привезут рабочих из соседнего Узбекистана и те радостно и дешево построят необходимые объекты. Кто-то прикидывал, как будет торговаться с представителями строительной компании о продаже земли для расширения дороги. А как же? Ведь обещали же, что будет не менее четырех полос в будущей автостраде.
Активизировались и местные жители, предлагая свои наделы уже по завышенным ценам, как будто земля находилась не в богом забытом месте, а в самом центре Джалал-Абада. В погоне за будущими прибылями "инвесторы" скупали земли и уже за семейным дасторконом обсуждали, как назовут объект и кто на нем будет работать. Спорили, как лучше привлечь клиентов, сетовали, что сосед может построить аналогичный объект.
Есть такая индейская национальная народная изба — фигвам называется
Сколько разочарований было в ту минуту, ведь с этим не шутят. Как же так? Дороге суждено пройти по другому направлению — через село Калмак-Кырчын, а ведь люди уже начали вкладываться. И тут же пошла вторая волна нашествия инвесторов и предпринимателей на доселе затерянное в горах и мало кому известное село. Но, увы, к несчастью для инвесторов, местное население уже усвоило уроки бизнеса и цены за совсем еще недавно ненужную землю взлетели.
Мечты и байки глубинки
Сегодня магистраль строится согласно плану, рабочие уже успели снять асфальт со старой дороги, расширить и утрамбовать участки дорожного полотна, в селе Сафаровка почти достроили мост.
Пока строительная компания взяла перерыв на зиму, местное население вполне серьезно строит планы. Верхняя зона Сузакского района давно славится кумысом и домашним маслом. Бараны и бычки, пасущиеся на здешних джайлоо, дают первоклассное сочное мясо, а леса и сады преподносят дары в виде вкусных яблок, груш и орехов.
Но планы планами, а трасса породила у местных жителей страшилки про тех, кто над ней работает. Доселе в здешних местах граждан КНР видели только по телевизору и наиболее известными представителями великой нации были Джеки Чан и Брюс Ли.
С начала строительных работ сыны Поднебесной приехали созидать во благо коммунизма и прибыли строительной компании. Они, строгие в быту с железной дисциплиной, не владеющие карате, не сразу вписались в местные реалии, то есть в представление местных жителей о китайцах.
По округе тут же поползли слухи, что строители — это неучтенные дети из тех семей, в которых они родились вторыми или третьими. То есть не имеют документов, удостоверяющих личность.
Байка первая — "страшная": китайские рабочие ничего не значат для своего руководства. Сосед мне рассказал, как его троюродный брат слышал от неизвестного человека, работающего в дорожной компании, что провинившегося китайского рабочего менеджер лишил питания на трое суток.
Тот ослаб, заболел и умер. Его несчастное тело закатали в строящуюся дорогу. Также "главный всех китайцев" убил из пистолета китайского рабочего, который проворовался. А еще больных сынов Поднебесной почетно закатывают в грунт, ибо некогда болеть, нужно строить.
Байка вторая — "бытовая": китайцы неприхотливы, в туалет ходят редко, потому что для всех компания закупает индивидуальные подгузники для взрослых. Ведь нельзя тратить драгоценное время для справления физиологических нужд, когда можно вполне комфортно обходиться подгузниками, которые после использования также попадают в грунт полотна строящейся дороги.
Слухи привели к тому, что если раньше некоторые мамы пугали своих детей милиционером или волком, то теперь они предлагают и вариант номер три — отдам китайцу. Дети, как правило, перестают шкодить.
В целом, кроме вышеуказанных баек, больше никаких изменений китайские рабочие в районы Сузак и Тогуз-Торо не принесли. Доподлинно известно, что они не пьют, не буянят, на контакт особо не идут, постоянно работают.
Эпилог
Дорога нужна, дорога важна, дорога даст дополнительный импульс развитию мест, где пройдет. Свяжет регионы страны, даст возможность ошанам и джалалабадцам в выходные нежиться под лучами солнца на Иссык-Куле, а в Нарыне наконец подешевеют баткенские абрикосы и плоды бахчевых культур.
Ожидания большие. По крайней мере в соседнем Тогуз-Тороуском районе всерьез рассчитывают, что село Казарман со временем превратится в крупный перевалочный пункт и наконец получит долгожданный статус города.