Жил да был гипотетический Бакыт. У него были автомобиль, небольшой бизнес — автомойка и жена с двумя ребятишками. Жизнь текла самая обычная, можно сказать, счастливая. Вот только устали они по съемным квартирам мотаться.
И решил Бакыт взять ипотеку. Подсчитал финансы, пораскинул мозгами, посоветовался с женой — потянем! Кредит решили брать в долларах, ибо так дешевле получается. Живут, платят потихоньку, экономят на всем.
Поэтому новости, что людям, купившим квартиру в долларовый кредит, все-таки помогут, меня лично обрадовали. Я искренне рад, что 2 864 кыргызстанца смогут облегчить свое финансовое бремя. Теперь они перестанут ежедневно с содроганием сердца следить за курсом валюты и ценами на нефть. Это без иронии и сарказма, хотя воспринимать эту ситуацию совсем уж не иронично все же нельзя.
У меня возникает резонный вопрос: а как быть остальным? Как будет выживать Айнура, которая взяла кредит, чтобы оплатить учебу? Или Батырбек, занявший долларов на бизнес?..
Конечно, можно сказать, что они виноваты сами. Мол, можно было все это предусмотреть. Почему они не разработали в себе экстрасенсорные способности?
А почему банки не могут обеспечить население дешевыми сомовыми, а не долларовыми кредитами? Может, в этом не только заемщики виноваты?
Понятно, что помочь всем государство не в состоянии. Не такие уж мы богатые. Однако это обстоятельство едва ли утешит тех, кто сейчас пытается свести концы с концами, чтобы выплатить долг.
Еще в декабре прошлого года правительство страны объявило, что нужно бы уменьшить роль доллара — провести дедолларизацию. Решение хоть и запоздалое, но верное.
Представитель Нацбанка тогда рассказывала о 40 антикризисных мерах, которые прошли уже и общественные обсуждения. Меня еще тогда затерзали смутные сомнения, потому что никакой активности среди представителей бизнес-сообщества я не увидел. Может, пропустил чего.
Но это важно. Не имея возможности ознакомиться с планом антикризисных мер, вношу свои скромные предложения, как можно справиться с последствиями уже взятых и потраченных валютных кредитов, которые никто не знает, как отдавать.
Тут логично: как бы мы не ругали коммерческие банки, они тоже должны кому-то возвращать занятые деньги. Но в условиях кризиса и девальвации национальной валюты перекладывать все риски и ответственность на заемщиков, на мой взгляд, не по-товарищески. В конце концов, если клиенты разорятся, то и банкам придется несладко. Поэтому делить участь с заемщиками и терпеть риски тоже нужно.
2. На поддержание курса Национальный банк тратит серьезные деньги. Только за январь на удержание сома выделили более 50 миллионов долларов. Правильно это или нет, сейчас спорить не буду.
Таких вариантов много. Но надо торопиться. Я очень сомневаюсь, что самое страшное уже позади. Наш путь не усыпан розами. И если обесценение нашей валюты сохранится на уровне 2015 года, то можно ожидать курса к доллару на уровне 95–100 сомов.
Кредиты — это ведь не только деньги на свадьбу сына или новую шубу. Без них невозможен бизнес. Если они дешевые и доступные, то экономика страны будет расти.
А если нет, то… Вы знаете, наше общество сейчас напоминает мне младенца, который ест, справляет нужду, спит и как-то не торопится вставать на ноги. А это все же ненормально. Сами понимаете…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции