Она долгое время жила в Москве, но вернулась на родину, чтобы возродить культуру классической музыки и доказать, что люди искусства заслуживают признания.
Корреспонденту Sputnik Кыргызстан Екатерине Михайловой удалось встретиться и побеседовать с пианисткой, джаз-исполнительницей и организатором концертов Викторией Юртаевой.
— Вы настоящая бишкекская супервумен, но известно о вас немного. Чему вы посвящаете свое время?
— С 2012 года почти все свое время отдаю работе Prima Фонда. Это одна из причин, почему я не занимаюсь сольной и даже камерной фортепианной деятельностью. Кроме того, я мама. Дочь требует внимания и совершенно не терпит, когда я играю или пою без ее участия.
Я не смогла отказаться от личного счастья. Но все равно каждый день проживаю с мыслью, что вот еще чуть-чуть и вновь начну заниматься любимой музыкой.
— Говорят, музыканты, да и вообще люди творческие самые грустные и неустроенные. Так и хочется их пожалеть и дать им поплакаться в жилетку. Вас не хочется жалеть, глаза у вас горят…
— Это стереотип. Так сложилось, что с развалом Союза безмятежная жизнь советской творческой элиты превратилась в каждодневную борьбу за выживание. Поэтому сейчас люди, которые понимают ценность творчества и проявляют уважение к музыкантам, — редкость. Хотя во всем мире музыкант — это в первую очередь признание.
А грусть — это часть профессии. Глупо играть 6-й этюд Шопена, написанный в период обострения тяжелой болезни композитора, с абсолютным ощущением счастья и выражением безудержной радости на лице.
— Сейчас вы в роли организатора концертов, а это отнюдь не творческое занятие. Я вот вся изведусь, пока организую празднование своего дня рождения. Всегда ли вам удается сохранять спокойствие и непоколебимость, хотя бы внешнюю?
— Благодаря музыке я очень счастливый человек. Но между тем я организатор концертов, а это жуткий стресс и бесконечный аутотренинг. Все, как в сумасшедшем доме. Но я запрещаю себе думать о плохом, успокаиваясь словами: "Это усталость, тебе просто нужно выспаться".
— Когда все под личным контролем, наверное, нет места страху о пустом зале и мыслям о провале?
Был момент, когда решила: мне не нужны деньги. Все были в шоке и в полной готовности отдать меня на психиатрическое лечение. Мне надоела гонка. Хочется делать все спокойно, но не всегда получается.
— Вам иногда даже приходится влезать в долги, чтобы организовать концерт. Для чего эта "благотворительность"?
— Мы в Кыргызстане должны слушать лучшую музыку. Вернувшись на родину после 13 лет жизни в Москве, я поняла, насколько сомнительные концерты у нас порой организовывают. Увидела публику, абсолютно не понимающую, где хорошо, а где плохо, и бишкекских меломанов, у которых не осталось выбора.
Я знаю, что пока музыка и музыкальное образование не встанут на рельсы коммерции, у нас по-прежнему не будет качественных культурных мероприятий. А у нас этого не понимают, привыкли ждать спонсорской помощи как манны небесной и раз в год для галочки устраивать концерты.
— А как вы оплачиваете гонорары музыкантам? Или они готовы выступать исключительно ради эмоций кыргызстанских зрителей?
— Мы не можем платить полноценные гонорары. Но вот парадокс, и я не без гордости скажу: сегодня мне пишут многие музыканты из разных уголков Земли с намерением приехать и выступить в Кыргызстане. Для этих людей совершенно не важны деньги, они горят такой же идеей, как и я, поэтому всегда готовы помочь. Помните Рихтера? Он путешествовал по всему Советскому Союзу и давал концерты даже в глухих деревушках, играя чуть ли не на разбитых пианино.
— Профессионал всегда знает, чего он стоит. Если гонорары минимальные, то наверняка вам приходится сталкиваться с капризами и невероятными требованиями в райдерах?
— Никогда не встречала подобного. Я вам точно скажу, мастера своего дела — простые люди. Например, иностранные музыканты, которые приезжают к нам, требуют минимального комфорта. Бывает даже, что они сами оплачивают свои перелеты.
— Не поверю, что все без заморочек. Наверняка вам вспомнится какой-то несуразный, но в то же время показательный случай?
— Мне просто с нашими гостями, потому что я сама музыкант, понимаю их страхи и опасения. Но была ситуация, которая меня просто поразила.
Оркестр, с которым предстояло встретиться дирижеру, работает в здании Агропрома, где по воскресеньям не действует лифт, а у Валентина в руках 15-килограммовый багаж. Он, недолго думая, забросил чемодан за спину и поднялся на 7-й этаж. Отдышавшись, ворвался на сцену и задорно поздоровался с музыкантами, которые еще расчехляли инструменты. Тут Валя внезапно вытащил дирижерскую палочку со словами: "Ну что, поехали?".
Музыканты были в шоке, но эффект потрясающий. Валентин за несколько репетиций заставил оркестрантов забыть о том, что они в Бишкеке, и дал им уверенность. В итоге оркестр звучал, как крутой европейский состав. Без преувеличения.
— У нас в Кыргызстане все не на самом высшем уровне. Бывает ли вам стыдно за страну?
— Мне никогда не бывает стыдно за нашу экономическую несостоятельность, ведь с системой мне не под силу разобраться. Но мне очень стыдно и неприятно, когда звонит помощник депутата и просит дать бесплатный билет, или когда в процессе организации чиновник предлагает помощь, но за определенную сумму. Мне стыдно за людей и их несознательность, когда новость о нашей стране с нелепым и пошлым содержанием облетает все телеканалы.
Хочется другой славы и известности. Например, чтобы через пару лет в мире узнали, что в каком-то там Кыргызстане проходит фестиваль классической музыки под открытым небом и аудитория — десять тысяч.
— А мне неловко, когда люди засыпают во время концерта и начинают храпеть… Обиден еще тот факт, что большинство ходят на концерты только для того, чтобы продемонстрировать новое платье или аксессуар…
— Эдакий культурный выход для галочки уже хорошо. Ведь человек неосознанно меняется, попадая в культурную и интеллигентную среду. У меня очень много знакомых, которые проявились как личность за счет наших концертов. Хотя в первый раз они шли в филармонию с мыслью: "Какого черта я вообще туда иду?".
А засыпать во время прослушивания классической музыки — это кайф и, кроме того, полезная привычка, позволяющая лучше воспринимать музыку.
— А как заманить на классику человека, который сознательно сопротивляется? У моего приятеля после предложения "а пойдем на вечер фортепианной музыки?" моментально находится 1 000 причин для отказа.
Мы сейчас живем в обществе жуткого потребления, какое-то невероятное количество вещей человеку нужно для счастья. Один мой друг уже два года моет голову не шампунем и выглядит супер, волосы у него чистые. Нам ничего не нужно, а вот послушать музыку необходимо, ведь это всегда большая радость.
— В вашей жизни есть место радости и доброте?
— Хорошие моменты в моей жизни не редкость, как и добрые люди, которые говорят мне о том, что наш мир не такой дурацкий, как его представляют в новостях.
В 17 лет я поступила в Российскую академию музыки имени Гнесиных и поняла, что все — Москва моя! К отъезду мама собрала мне огромный баул вещей, в нем даже был казан с сырым мясом.
Прилетела я в Москву, еле добралась с этим 30-килограммовым багажом до метро. Вид был у меня потрясающий: две косички, джинсы какие-то, яркая майка. Тогда я впервые в жизни расклеилась и заревела по-девчоночьи, ведь оказалась одна в совершенно незнакомом городе.
Ко мне подошел дяденька, который выглядел достаточно прилично, — костюм, галстук, дипломат. Спросил, почему реву. Я что-то бурчала в ответ, а он взял мою сумку и поймал такси. Пока я из жалости к себе наматывала сопли на кулак, мы доехали до улицы Полежаевской. Я не знала, где находится общежитие. Мой спаситель начал останавливать прохожих, которые объяснили ему, как добраться до общаги. Когда мы прибыли на место, мужчина завел меня к администратору и сказал: "Ну как же вам не стыдно, к вам дети учиться едут, а вы их даже не встречаете". Так и началась моя безоблачная Москва.
— Не такая уж безоблачная она была, раз вы вернулись в Кыргызстан…
— Я всегда хотела вернуться, потому здесь очень тепло, чудесные еда, вода, воздух, красивые горы и Иссык-Куль. Пока была постоянным жителем Москвы и Подмосковья, вырывалась сюда только на три недели в год.
А сейчас испытываю огромное счастье, что живу в стране, в которой родилась и даже пригодилась. Теперь уезжать совсем не хочется, хотя мне очень не хватает культурной жизни. Надо мной друзья даже смеются: "Чтобы сходить на концерт, тебе нужно еще его организовать".