Будни Светланы Ашировой складываются из бесконечных перелетов, выступлений под аплодисменты многотысячной аудитории и неизбежного риска. И все это делается под развевающимся флагом Кыргызстана. Несмотря на дипломатический такт, рациональные мысли о будущем страны и громко говорящее прозвище, она не политик.
— Как такая хрупкая девушка оказалась в седле на лошади, скачущей по арене, и на большой высоте под куполом цирка?
Тогда я села в первый раз на лошадь и, к своему удивлению и жюри, держалась в седле очень уверенно. Видимо, этот навык у кыргызов в крови. Воздушной гимнастикой я начала заниматься позже, когда окончательно заболела цирковой жизнью.
— Зачем вам копеечная и никем не ценимая работа? Труд 24 часа в сутки, а взамен 5 минут на сцене и бонус в виде нескольких минут зрительских аплодисментов. А известность гарантирована только в случае внезапной смерти на цирковой арене…
— Не могу с вами согласиться. Мы полностью отдаемся своей работе. Но для меня арена — это по-своему священный круг, а не место для достижения известности. И я делаю свою работу не потому что "зарплата", а потому что люблю и уважаю свой труд и то, чем занимаюсь.
Многие молодые ребята с большим энтузиазмом приходят на кастинги, но хватает их ненадолго. Нехалтурная работа ломает их на полпути. И дело не только в маленькой заработной плате, но и в требованиях к психологической и физической подготовке. А отсутствие государственной поддержки вынуждает даже лучших артистов покидать страну.
— А чем за границей лучше? Там и своих талантов полно. У нас вон президент подписал Указ "Об объявлении 2016 года Годом истории и культуры". Значит, не все еще потеряно.
— За рубежом для жизни и работы артистов создают лучшие условия, учитывается каждый каприз. И дело тут не в бесконечных "хочу", а в элементарном своевременном предоставлении реквизита и банальном обеспечении комфортным жильем. У нас же артист принадлежит сам себе, годами ожидая государственной помощи.
— Светлана, с чем связано такое отношение к людям творческим и талантливым?
Но я всегда говорю, что буду поднимать флаг Кыргызстана, пока у меня не отвалятся руки или пока мне не скажут: "Светлана, тебе уже 70, отдохни, пожалуйста". Если рук лишусь, то есть ноги, которые гнутся на 180 градусов.
— Что вы испытываете, когда выходите на мировые сцены, и как оценивают работу кыргызстанских артистов за рубежом?
— Я выступала на сценах США, Турции, России, Италии, Китая, Кореи, и везде меня приветствовали безумно тепло, это непередаваемые ощущения. Я помню свое последнее выступление в Шанхае после скачек. Представьте себе зал в 40 тысяч зрителей. Это не наш "Спартак" с тремя тысячами. Люди встречают, аплодируют, ликуют и кричат слова поддержки. А я плачу, когда ведущие объявляют выход представителей Кыргызстана на сцену.
После иностранные зрители, организаторы концертов выражают восторг от нашего выступления и непременно просят остаться у них в стране.
— Неужели, объездив полмира, вам хочется вновь и вновь возвращаться в маленький Кыргызстан?
— Но ведь это страна, где я родилась! Для меня не принципиально, где жить. Я в душе патриот и все, о чем мечтаю, — это прославить Кыргызстан на весь мир. И пусть я буду всегда в разъездах, но найду две недели, чтобы посетить Бишкек.
— Как-то мы проводили опрос среди иностранцев, как они представляют себе Кыргызстан. Ответы были неоднозначными — от пустынной страны с верблюдами до небольшого горного селения, где делают невероятно вкусные сырные шарики. А какие варианты слышали вы?
— Многие иностранцы представляют нашу республику как отдельный остров. И я часто подыгрываю им, говоря, что наша страна — это действительно сказочный остров, который им просто необходимо посетить! А кто скажет о своей родине плохо?
Иногда обидно выслушивать удивленные высказывания, что я живу в стране, которая не больше точки на мировой карте.
— А что вас не как артистку, а как путешественника действительно шокировало? Меня вот во время поездки в один из городов Китая поверг в культурный шок местный фастфуд в виде различных жареных насекомых.
— В какой бы стране я ни была, меня всегда удивлял менталитет. Помню, в Америке решила прогуляться до магазина, не сменив домашнее платье на более приличный наряд. На улице ко мне подошла женщина, одетая в пижаму, и начала удивляться красоте моего платья. В тот момент я попыталась представить подобную ситуацию в Бишкеке. У нас бы в ответ на приветливость человека в пижаме покрутили бы пальцем у виска. Чего уж говорить, когда за рубежом люди спокойно и с удовольствием обнимают незнакомых.
Там не пресекают желания молодых людей добиться чего-либо, поддерживают. У нас же все наоборот, что меня удручает и вызывает желание уехать. Зато порадовали несколько обновленных фасадов и отремонтированные дороги.
За границей мне нравится и то, что государство информирует народ о каждой потраченной копейке. Если из зарплаты удерживают налоги, люди знают, на что пойдут эти деньги. Мы же живем в абсолютном неведении. Везде воруют, но Кыргызстан настолько мал, что его можно было давным-давно поставить на ноги. У нас ведь столько природных ресурсов, страна золота и мяса, наши земли плодородны, да и природа сказочной красоты. Это не Дубай, который расположен в пустыне.
— Наша беседа создает ощущение, что я говорю не с артисткой, а с политиком. Нет ли у вас планов претендовать на звание одного из министров страны?
— Аминь вашим словам! Я не рвусь в политику, но при этом она не может меня не интересовать. Кстати, политическая жизнь Кыргызстана — это первое, за чем я наблюдаю, находясь за границей.
— А вы не мечтали о выступлениях с Cirque du Soleil? Этот цирк очень впечатляет даже с экрана телевизора.
Совсем недавно у нас побывала цирковая труппа из Якутии. Ее выступление отличается национальным колоритом, якуты сполна рассказали о своей культуре. И мы могли бы такое делать, но пока хромаем по части реквизита и финансов. Плюс в том, что наши цирковые номера ни в чем не уступают европейским стандартам. Очень хочется, чтобы кыргызстанские артисты имели возможность выступать на манежах всего мира.
— Вы в цирке уже более 10 лет, но когда-нибудь придется уйти…
— Сейчас я в отличной физической форме. Являюсь тренером, тренируюсь сама, профессионально занимаюсь бодибилдингом, чтобы в свои счастливые 70 лет была в хорошей форме.
А вообще, в каждом цирковом жанре есть свои возрастные категории, которые индивидуальны по отношению к каждому артисту.
Например, у воздушных гимнастов все зависит только от физической формы и параметров тела. Как только я растолстею, чего себе не желаю, то мне больше не будет места в воздухе. Вес гимнаста вместе с реквизитом не должен превышать 120 килограммов.
— Как-то я брала интервью у одного из артистов нашего цирка. Он рассказал мне не одну жуткую историю, как гимнастки срывались с огромной высоты. Каково это — выступать без страховки?
На одном из последних выступлений это чуть не произошло. Я не успела дать команду об окончании движения, и нас с партнером начали резко поднимать. В этот момент у меня сорвалась рука, но цепкость и быстрая реакция партнера спасли меня от смерти.
Так же и в джигитовке. Ты можешь лишиться пальца, неправильно поставив руку на лук. Все происходит в доли секунды. Помню, я перевернулась на лошади. Она приземлилась на меня так, что из-под ее туши у меня торчала голова, а нога сложилась вдвое. Пока животное поднимали, я переосмыслила всю свою жизнь.
В такие моменты очень страшно, но так я получаю свою дозу адреналина. Вы не подумайте, что я получаю удовольствие, ломая себе руки и ноги. Я привыкла к риску и непредсказуемости, у меня даже прозвище Железная Леди. Каждый раз, выходя на арену, понимаю, что в любой момент может случиться непоправимое. Но я всегда готова к трудностям. Так уж воспитана.