Накануне состоялись переговоры представителей пограничных ведомств Кыргызстана и Узбекистана. А сегодня Узбекистан вывел бронетехнику и военнослужащих с несогласованного участка кыргызско-узбекской границы.
Жизнь в приграничье
В очередной раз инцидент на границе обнажает нерешенные проблемы и то, с чем местным жителям приходится жить каждый день. До 18 марта этого года на протяжении многих лет житель Ала-Букинского района Батырбек Балтабев беспрепятственно перемещался по дороге Кербен — Ала-Бука.
По его словам, многие кыргызстанцы в приграничье покидают свои земли, им надоело каждый раз по самому ничтожному поводу двигаться в объезд, нет условий для жизни, постоянные приграничные конфликты усиливают миграцию, к тому же у молодежи нет земельных участков, чтобы построить себе дома.
"Часто случайно перешедший границу скот конфискуется властями соседней страны как контрабандный товар и не возвращается, а население терпит ущерб", — отметил Балтабаев.
Тлеющие конфликты
Нерешенные проблемы осложняют жизнь простых граждан, живущих не только на спорных территориях, но и на согласованных участках. Житель Араванского района Икбол Исаков сравнил, как обстоят дела на уточненных и неуточненных приграничных участках на примере угона скота.
"В Араване приграничные зоны делимитированы, демаркированы. Соответственно не должно быть конфликтных ситуаций. Но в начале этого года в Араване из загона угнали в Узбекистан 300 голов овец. Это произошло там, где все участки уточнены, границы очерчены, представляете, что происходит на неопределенных территориях?" — делится он.
Исаков, как и все местные жители, уверен, что конфликтов будет меньше, когда вся граница будет согласована и описана.
А диалога пока нет
По его словам, дорога, соединяющая Аксыйский и Ала-Букинский районы, в советское время проходила через узбекское село Нанай. После развала Союза Узбекистан установил на своей территории посты. И после того как прохождение наших граждан через эти посты стало совсем невыносимым, Кыргызстан построил грунтовую дорогу протяженностью 22 километра в глубине кыргызской территории в объезд всех узбекских сел и земель. А заасфальтирована она была лет 8 назад.
"Если б эта территория была спорной и уж тем более принадлежала другому государству, позволил бы Узбекистан строить эту дорогу? На мой взгляд, возражения со стороны узбекской стороны последовали бы еще на стадии проектирования трассы", — рассказал депутат.
Он также подчеркнул, что даже названия участков озвучиваются неправильно. Так, местность называется Сары-Булак Кашка-Сууйского айыльного аймака, но никак не ЧалаСарт и Могол.
Также он считает, что словосочетание "спорная территория" здесь не подходит.
"Да, местность неописанная, но никак не спорная, есть масса подтверждающих документов с советских времен", — отметил он.
Приграничные вопросы решаются двумя сторонами путем диалога, но он то и отсутствует, считает Пирматов.
"Но когда происходят подобные инциденты, Кыргызстан, как член ОДКБ, сделал абсолютно верный шаг — известил, в экстренном порядке созвал Постоянный совет, включил в повестку организации", — сказал Пирматов.
По его словам, различные политические силы попытались даже спекулировать, заработать очки на этой ситуации. "Стоит очень тонкая грань, не нужно играть с огнем и на чувствах патриотизма. Сейчас не время раздрая, разборов, борьбы за власть", — отметил парламентарий.
Как договариваться?
Согласно официальным данным, общая протяженность кыргызско-узбекской государственной границы составляет 1 378 километров, из них 320 являются спорными. Таких участков на границе двух стран — 58.
Как отметил экс-вице-премьер-министр Кыргызстана по силовому блоку Токон Мамытов, происходящее на рубежах страны зависит не только от соседних государств, но и от внешних факторов — развития событий в Афганистане и Ближнем Востоке, от глобальной политики сверхдержав.
По его словам, в ходе проведенных ранее переговоров Узбекистан оперировал документами 1925—1927 годов, Кыргызстан — 1956—1957 годов.
"Архивными документами мы оперировали ранее. Это не принесло результатов, мы пробовали, но описываются границы сторонами по-разному, точек соприкосновения мы не нашли, мало совпадений", — отметил он.
Поэтому, считает эксперт, нужны новые варианты решения. Этим решением может стать путь взаимных уступок.
При этом взаимная уступка не означает поступиться национальными интересами.
"Если одна сторона отдает 10 метров, другая тоже передает 10 метров территории, причем переходящие участки заранее согласовываются с местным населением", — подчеркнул экс-вице премьер.
Он привел пример, как путем обмена территорий Узбекистан и Казахстан решили проблему границ, завершили и подписали соответствующие документы. Таджикистан аналогично решил вопросы со спорными участками на границе с Узбекистаном, нерешенной осталась лишь местность в районе Худжанта, где расположено водохранилище.
"Поэтому процесс нужно вести с участием международных организаций, учитывая рекомендации ООН ", — сказал Мамытов.