Я пыталась взять интервью у новой главы ТРК "Пирамида" Нурзады Токтогуловой чуть не с момента ее назначения на должность. В конце концов под натиском ежедневных назойливых сообщений и звонков руководитель канала сдалась и согласилась на встречу. Однако взамен я пообещала "лайкать" все новости Фейсбук-странички "Пирамиды".
— В последние годы телеканал благополучием, чего греха таить, не отличался. Почему так произошло, уже не важно, однако звезды отечественного телевидения в очередь на трудоустройство перед зданием "Пирамиды" не выстраивались. Как вы отреагировали на свое назначение?
— Я работала в аппарате правительства, находилась в отпуске по уходу за ребенком и особо не задумывалась о новом месте работы. Меня позвали, поставили задачу переформатировать телеканал, в том числе добавить прямые трансляции с заседаний парламента.
Я и раньше хорошо знала о состоянии дел "Пирамиды". Были моменты, когда искала инвесторов для канала, потому что работать при постоянных долгах сложно.
— Неужели у вас не было ликования, это же серьезное назначение? Или вам не хотелось менять привычный распорядок жизни ради того, чтобы реформировать проблемный телеканал?
— Ликования не было, да и выбора тоже. Я государственный служащий с многолетним стажем, и мне близка работа именно в госструктуре.
— За вашим назначением наблюдали все журналисты. Конечно, многие вас поздравляли, но были и те, кто упрекнул в отсутствии необходимого телевизионного опыта. В вашем резюме написано, что вы только раз работали на телевидении секретарем.
— Я проработала на телеканале НТС около четырех лет: занималась организационными и кадровыми вопросами, была помощником генерального директора. Нельзя сказать, что я не знакома с работой на телевидении.
Стереотип, что телеканалом должен управлять телевизионщик, неверен. В любой компании нужен хороший менеджер. И у меня, конечно же, есть планы дальнейшей работы.
— А как коллектив отнесся к вашему назначению?
— Стандартно. У всех в глазах был вопрос: что дальше? Коллектив немаленький — в штате числится около 67 человек.
— А какая средняя зарплата на канале?
— Около 8 тысяч сомов. Есть сотрудники, которые совмещают две должности. У них немного больше. Но этих денег недостаточно, чтобы содержать семью.
— Немного… А какие самые проблемные точки вы обнаружили на телеканале?
— Многомиллионные долги и, конечно, техника. У нас есть немного оборудования, которое приобрели за счет государства в рамках перехода на цифровое вещание. На первое время хватает.
Изменятся логотип, заставки, уже практически готов сайт. Мы бы хотели встретить 25-летие канала в новом здании, нынешнее арендуем у частных лиц. Поэтому просим правительство рассмотреть возможность выделения нам какого-либо места.
— А как решаете кадровый вопрос? На эту проблему жалуются многие руководители СМИ, ведь хорошие журналисты нарасхват.
— Работаю с теми, кто есть. У меня не стоит задача выкинуть нынешний коллектив на улицу. Нам помогают стажеры, практиканты.
— Кто типичный зритель "Пирамиды"?
Кроме того, цифровое вещание позволит нам появиться во всех телевизорах страны. А это определенные требования к контенту.
— На какой канал вы бы хотели равняться?
— Образца нет. Мы хотим сделать ставку на освещение работы власти, а также доносить до чиновников проблемы простых граждан.
— А вы сами верите, что телеэфир может помочь человеку отстоять свои права и заставить госорганы пойти навстречу?
— Почему нет? Конечно.
— Чего не хватает современной журналистике?
— Я человек простой, часто езжу в маршрутках…
— Чего?! Вы на маршрутке?
— Да, а что тут такого? Я наблюдаю за людьми, пытаюсь понять, что их интересует. Им не хватает позитива. А ведь эта озлобленность тоже влияет на состояние общества.
Надо создавать больше программ, которые рассказывают о хорошем. Мы устали от "чернухи". Надо, чтобы люди поверили в справедливость.
— А вы верите в нее?
— Да.
— Какими качествами должен обладать хороший журналист?
— В погоне за сенсацией корреспондент может очернить человека, сгустив краски. Я сама не раз с этим сталкивалась. Нужен не скандал, а качественные сюжеты. Журналист должен быть в первую очередь порядочным человеком.
— Каких звезд отечественного телевидения вы бы хотели видеть у себя на канале?
— Я за то, чтобы взращивать кадры. Сейчас работаем с молодежью, у нас практикуются студенты университета "Манас", Института искусств. Они еще не испорчены деньгами и славой, поэтому у них совсем другой подход, горят глаза. Думаю, мы обязаны передавать знания молодым.
— Чего им не хватает, чтобы стать хорошими журналистами?
— Были у меня стажеры, окончившие вузы с красными дипломами, но при этом делавшие несколько ошибок в одном предложении. Иногда приходят очень грамотные ребята, иногда из малоимущих семей. Я их с удовольствием беру на работу.
Современным студентам не хватает жажды самообразования. Сейчас нет такого, чтобы читать под одеялом взахлеб книжки, как это делали мы.
— Да, чувствуется. Мы провели кастинг ведущих. Пришло человек двадцать, сделали запись. Конечно, у многих словарный запас небольшой, да и опыта нет. Но есть и интересные личности, которые скоро появятся на экранах.
У нас есть опытные товарищи, которые будут обучать их и помогать. Честно говоря, у нас нет денег, чтобы переманивать звезд.
— Какой вы видите "Пирамиду" лет через пять, если воплотится все задуманное?
— Одним из главных каналов страны (смеется).
— Будете соперничать с КТРК?
— Почему бы и нет?
— А глава КТРК Илим Карыпбеков сказал, что его главный конкурент — Sputnik, ведь мы такие оперативные…
— Да-да, и с вами, кстати, тоже!