В нашем бизнесе есть неписаное правило: тактика у нас выигрышная, выше всяких похвал, а со стратегией безнадежно проигрываем.
Но китайцы, как неожиданно выяснилось, тоже не дураки. Они заподозрили, что столько одежды не нужно маленькому Кыргызстану, и решили отследить, куда эти фуры идут.
Сделать это несложно: во-первых, наши стали подкладывать GPS-навигаторы в партии одежды; во-вторых, не упускали случая прихвастнуть своими успехами в Новосибирске или Екатеринбурге.
Естественно, китайские бизнесмены наших немного от рынков сбыта отодвинули. Зачем им посредники? Вот и появились в России блузки с пометкой made in kg подозрительно знакомого западно-китайского качества.
Хотя возможно, кто-то эту тему раздувает намеренно, чтобы дискредитировать кыргызстанские товары. Еще ни разу не зафиксировали, что товары из Китая массово выдаются за отечественные. Роспотребнадзор помалкивает, да и крупных уголовных дел не заводилось.
Теперь перейдем к вопросу кыргызстанского экспорта. Сейчас я затрону свою любимую тему девальвации. Знаете, как интересно в узких кругах заявил один высокопоставленный куратор валютно-финансовой политики в стране? А вот так: "Из-за интересов узкой прослойки экспортеров мы не собираемся допускать резкого обнищания основной массы населения Кыргызстана". Но он забыл упомянуть, где рождается добавленная стоимость и вообще как страна зарабатывает! Заявление явно популистское и связано с позицией сохранения максимально выигрышных тактических позиций некоторых политиков, которые собираются участвовать в выборах 2017-го и 2019 годов.
Стратеги просто. Почти Наполеоны. Но выигрыш тактический, как ни крути. Не продашь одно — не купишь другое, иначе либо натуральное хозяйство, либо богадельня.
Россияне уже сейчас говорят: "Зачем нам ваш Иссык-Куль при нынешнем курсе сома?" и улетают в Турцию через Беларусь. Там сейчас заморочек нет: билет Минск — Москва стоит 40-50 долларов, час с небольшим полета, граница между двумя странами отсутствует, не надо проходить лишний раз пограничный контроль. Минский аэропорт превратился в Шереметьево-3.
Сложите эти пазлы воедино. Немудрено, что производить собственный продукт или предоставлять услуги стало невыгодно. А тут сразу встает вопрос качества как фактора конкурентоспособности своей продукции и услуг и, извините за тавтологию, качества нашей жизни как потребителей.
Нам нужна тотальная (нехорошее слово, пахнет тоталитаризмом, но это не так) система контроля над тем, чем мы торгуем в других странах и что потребляем у себя. Например, в Беларуси поставлять на экспорт некачественную продукцию, во-первых, позор, во-вторых — уголовно наказуемое деяние.
Конечно, белорусов нередко обвиняют в том, что они занимаются реэкспортом санкционных продуктов. Но надо отдать им должное: даже если на банке чего-нибудь импортного написано "Произведено в Республике Беларусь", ниже обязательно будет пометка "Выращено в Испании с любовью".
Мы так долго трубили про 180-миллионный рынок сбыта, что, однажды споткнувшись на обмане, потерять доверие бизнес-сообщества и простых потребителей было бы очень обидно.
Для нас требования к продукции ЕАЭС — это благо, ведь нас заставляют работать по очень четким и высоким техническим регламентам. Благодаря им потребитель может быть уверен, что кладет в пакет настоящее сливочное масло, а не спред, и кожа у него не пойдет волдырями от ядовитого красителя в новой кофте.
Некоторые экономисты говорят, что высокими стандартами страны защищают свои рынки от импортной продукции. И это нормально!
Поверьте, если бы европейцы не выставили строгие требования, то китайская продукция в клочья разорвала бы всех их производителей. Я ни разу не видел в Европе те бренды, которыми пытаются пичкать нас. Да-да, те самые, где в одном названии 24 буквы. Мы ведь тоже заслужили качество, не так ли?
Таким образом, эти вопросы взаимосвязаны — мы должны производить качественные товары и услуги, причем они должны быть ориентированы на единый рынок ЕАЭС. Одновременно мы имеем право потреблять не менее качественные товары, которые пришли на наш рынок извне.
Вот такие авитаминозно-весенние мысли в ожидании очередного экономического чуда в отдельно взятой прекрасной стране.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.