Арт-директор одного из столичных увеселительных заведений Андрей Царев знает, какими должны быть бишкекские ночные клубы. Он в этом деле профессионал — точно знает, что забыли в клубе помешанные на здоровой жизни "фитоняши" и как надо реагировать на клиентов с детьми.
— Сейчас отовсюду слышно, что в стране кризис и надо экономить. В ночные клубы стало ходить меньше людей? Может, средний чек стал меньше?
— Нет, на нашу сферу кризис действует как раз-таки позитивно. Хотя бы потому, что люди пытаются отдохнуть от сложностей. Уж на выпивку человек всегда деньги найдет. В кризис он пьет вдвое больше. Гораздо больше сложностей бизнес испытывает из-за баров — они-то и отбирают очень много клиентуры.
— Почему? Казалось бы, бар — это бар, там пьют. В клубе танцуют.
— В барах алкоголь всегда дешевле, чем в клубах. Да и за вход платить не надо. А если уж там и музыка есть, то что еще нужно? Поэтому теперь клубная жизнь в основном кипит только в пятницу и субботу, когда на следующий день на работу не надо. Ведь в барах вся интересная жизнь начинается пораньше и заканчивается пораньше.
— Я заметила, что цикл жизни ночного клуба следующий: вот он открывается, несколько месяцев чего-то там происходит, а потом вместо этого клуба открывается новый. Не идет что ли бизнес?
— Эта политика в мире считается нормальной: раз в год обновлять клуб. Людям надоедает все время ходить развлекаться в одно и то же место. Поэтому они с удовольствием ходят в новый клуб: а вдруг там лучше?
Не факт, что с новым местом меняются хозяева и команда. Но есть и те заведения, которые работают десятилетиями. У них цель не срубить денег, а работать всегда стабильно хорошо.
— А чем может ночной клуб зацепить именно бишкекчан?
— Так сразу сказать нельзя. Вы даже не представляете, насколько разные люди ходят по ночам в бишкекские клубы! От неформалов до рэпперов. Основная масса — любители попсы — приходит на привезенных звезд, чтобы сделать селфи и похвастаться в соцсетях.
Над каждой вечеринкой трудится с десяток человек: дизайнеры, пиарщики, архитекторы. Допустим, в августе мы умудрились сделать Новый год. С елкой, шариками-фонариками и Дедом Морозом. Жаль только, что снега не было.
За это удовольствие готовы платить, причем много. Но классные вечеринки нынче редкость. У нас сейчас как делают? Объявляют вечеринку, приходишь, а там всего лишь кого-то переодели. Скучно!
— В последние годы стало модно не курить, не пить, а заниматься спортом. На прибыли ночных клубов повальное увлечение здоровым образом жизни как-то сказывается?
— Это же хорошо! Те же самые спортсмены потом придут в клуб. Вот представьте, вы "фитоняша": правильное питание, приседы по расписанию. Вам же надо показать, какого рельефного живота вы добились!
Клубы ничего не теряют. Кстати, раньше люди были гораздо скромнее. Несмотря на то что тогда не изобрели Youtube и не существовало риска показать всему миру, каким неудачным может быть ваше пьяное голое сальто. А теперь даже сами себя снимают!
7-8 лет назад бишкекчане не знали, как тусоваться. Все ходили и просто смотрели друг на друга.
— А когда вы смотрите, как очередная девушка юных лет устраивает замешанные на алкоголе представления, у вас не возникает мыслей из серии "ну что же ты? Эххх!"?
Работники клуба часто перестают приносить спиртное некоторым людям, потому что видят — еще немного, и он начнет причинять вред клубу или себе или и вовсе сделает что-то гадкое. И, кстати, перепивших только в фильмах грубо выволакивают за стены заведения. На самом деле его выводят на улицу "подышать", а потом бесплатно отпаивают чаем.
— А если Остапа уже понесло и он твердо намерен оставить после себя потоп и разрушения? Ну или сломать стол на худой конец?
— Предотвратить такое может фейс-контроль. По идее, работники клуба должны на психологическом уровне предугадывать желания посетителя еще со входа. Так по крайней мере разрабатывалось. Поэтому в нормальных клубах, перед тем как пустить человека, с ним разговаривают. Спрашивают, какую музыку он любит и почему выбрал именно этот клуб.
Судить по одежке — дохлый номер. Тут ошибиться — раз плюнуть. Приходят серьезные, вежливые ребята, в пиджаках, галстуках. А потом устраивают драки. Тут должна работать охрана внутри заведения.
— В различных антирекламных группах в соцсетях бишкекчане часто жалуются на злобный фейс-контроль, который их не пропустил "просто так". На что следует обратить внимание, чтобы тебе вот так унизительно не показали на дверь?
— Причин много. Обычно на фейс-контроле сидят два человека: одного вы видите перед собой, а другой смотрит за вами через камеры. Именно второй определяет, можно ли вас пускать.
Хотя есть люди, которые приходят в неприлично дорогих спортивных костюмах. Если этот человек — постоянный клиент, то для него могут сделать исключение. Разве что попросят снять олимпийку. Но это редкость. Представьте ситуацию: пришла группа ребят, которые уже готовы к драке. Им во входе отказывают из-за спортивной одежды. И тут вы такой проходите. Что начнется на входе?
Но я также считаю, что отказать человеку во входе без объяснения причины — это некрасиво. Но все равно на входе обычно висит табличка с правилами, и там есть пункт, что заведение оставляет за собой выбор клиента. Это ночь, там пьют, и люди хотят оставаться в безопасности.
— А что касается возрастного ценза? Часто ли в ночной клуб пытаются проскочить граждане и гражданочки моложе восемнадцати?
— Да. И во многих клубах пускают людей даже не старше 18, а старше 21-22 лет.
— Конечно, они более платежеспособные…
— Не только. Милиция проводит рейды, выискивая несовершеннолетних. Особенно сложно с девушками: на вид ей все 20, а на самом деле только-только 15 исполнилось.
— Но вы же можете попросить паспорт!
А насчет платежеспособности… Далеко не все клубы работают на богатых. Заметьте, как недолго существуют у нас элитные заведения. Процветают демократичные ночные клубы, где могут пообщаться люди разного калибра.
— Бывают случаи, когда мамы и папы приводят в ночной клуб маленьких детей. На ваш взгляд, стоит ли их вообще туда пускать? Ведь детям не место в накуренном помещении с громкой музыкой, где отдыхают взрослые дяди и тети.
— Я достаточно этих людей понимаю. Куда этого ребенка девать? А с другой стороны, нехорошо, когда малыш все это нюхает. Но представьте, что кто-то отмечает в клубе день рождения. Приходит туда супружеская пара с ребенком и говорит: "Мы тут два часа посидим, вся ответственность за детей на нас".
Клуб должен договариваться с клиентом. Пусть выберут некурящий зал. Кроме того, сложно представить себе ситуацию, когда пять утра, родители валяются пьяными, а ребенок не пойми что делает.
— Давайте поговорим о мифах и легендах отечественной клубной индустрии. Есть такие слухи, что клуб специально нанимает красивых девушек, которые знакомятся с посетителями и за их счет заказывают дорогой алкоголь, чтобы заведение получало деньги.
— Это называется консумацией. Я с этим не встречался и против этого. Наверное, это делают клубы, в которых не хватает своих девушек. Может, это и выгодно, но такие штучки оставляют у клиента негатив. Он и угощает, и в душу заглядывает, а ему в ответ резкое "до свидания!". Никто не хочет быть использованным.
— Во время своей работы вы отдыхаете или постоянно в напряжении?
— Хороший вопрос: если шоу-программа огромная, то с происходящего нельзя глаз спускать. Не могу позволить себе и грамма алкоголя, потому что пьяным нравится все, а мне необходимо оценивать происходящее на трезвую голову.
— Вы лет через пять останетесь в этой сфере?
— Я уже потихоньку оттуда ухожу на более взрослую публику. Сейчас мне интересно делать вечеринки на масштабную аудиторию. И пусть это проходит не раз в неделю, а раз в полгода. Стены клуба начинают сжиматься, а мне хочется масштабности.