Эксперт по Среднему Востоку и Центральной Азии, востоковед Александр Князев прокомментировал саммит ОИС в Стамбуле и турне Нурсултана Назарбаева в Иран, Турцию и Узбекистан.
Тегеран
Визит президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Иран акцентирует внимание на важной особенности всей казахстанской внешней политики. Она всегда характеризовалась стремлением к максимальной диверсификации и сбалансированности, избегая каких-либо ярко выраженных приоритетов и связанных с этим внешних зависимостей.
После подписания Ираном соглашения по ядерной программе и снятия ряда международных санкций это препятствие исчезло, и теперь Казахстан торопится занять свою нишу в экономическом партнерстве с Ираном.
Для Казахстана чрезвычайно важен иранский рынок, его неэнергетический сектор, где есть спрос на многие группы товаров, производимых в РК. Особенно нужным это становится в условиях финансово-экономического кризиса, показавших слабость казахстанской экономической модели, где доминирует ресурсный экспорт. Падение мировых цен на нефть заставляет правительство Казахстана активизировать другие отрасли экономики, и здесь Иран интересен не только как рынок, но и как вероятный инвестор и носитель оригинальных технологий. Не случайно визиту Нурсултана Назарбаева предшествовал первый казахстанско-иранский бизнес-форум, прошедший в Тегеране при участии около 200 казахстанских компаний. Многие из них сделали для себя открытие, что иранский бизнес готов не только к взаимной торговле и приему казахстанских инвестиций, но и к инвестированию в Казахстан.
Стамбул
Главной целью визита Назарбаева в Турцию было участие в XIII саммите Организации исламского сотрудничества (ОИС), в ходе которого он провел и ряд двусторонних переговоров и встреч. Естественно, с президентом Турции Тайипом Эрдоганом, с королем Саудовской Аравии Салманом, президентом Беларуси Александром Лукашенко, участвовавшим в саммите в качестве наблюдателя, главами других делегаций и с представителями деловых кругов Турции.
Казахстан и Турция — давние партнеры, а нынешний визит подчеркивает еще одну особенность казахстанской внешней политики: ее прагматизм и стремление отделять политику от экономики.
В ходе нынешнего визита турецкому бизнесу в Казахстане президентом РК был обещан и в дальнейшем максимально благоприятный климат. Для турецкого бизнеса это актуально, поскольку казахстанский транзит обеспечивает как коммуникации с Китаем, так и вхождение на рынок ЕАЭС.
В политическом плане саммит ОИС пока выглядит малозначительным для стран региона — эта организация не была, не является и вряд ли станет субъектом мировой политики, выполняя, скорее, ту функцию, которую, по сути, и использовал президент Казахстана, — удобной площадки для разносторонних встреч в собственных интересах.
Ничего не меняет турецкий визит Назарбаева и в собственно турецкой политике в регионе: Узбекистан давно и подчеркнуто дистанцировался от любых форм под лозунгами тюркского единства; Туркменистан и Киргизия и без того находятся под турецким влиянием, зашкаливающим разумные пределы; в стороне остается лишь персоязычный Таджикистан.
Ташкент
Завершающий турне визит Назарбаева в Ташкент состоялся накануне официального визита президента Узбекистана Ислама Каримова в Москву и скорого саммита глав государств — участников СНГ. В отношении последнего объединения Астаной уже были озвучены предложения о необходимости реформирования этой "цивилизованной формы развода". Узбекистан же, напротив, дистанцируясь от любых многосторонних интеграционных проектов и продолжая отдавать приоритет исключительно двусторонним взаимоотношениям с кем бы то ни было, склонен сохранять формат СНГ как площадку для решения общих проблем постсоветского пространства.
В целом визит Нурсултана Назарбаева в три страны, каждая из которых имеет в своем регионе ключевое значение, подтвердил эффективность основных парадигм казахстанской внешней политики — по крайней мере, на обозримую перспективу.
При наличии естественных, в силу как минимум географических причин, тяжеловесных партнеров в лице Китая и России руководство Казахстана продолжает вполне прагматично и по максимуму разнообразить свои внешние связи, прежде всего в собственных интересах.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции