Будущий программист Абдуллах Караман уже три года учится в США и преподает там русский язык. А еще он делает кофе за 8 долларов в час.
— Почему вы решили оставить родной край и уехать покорять Америку?
Моя тетя Динара предложила мне учиться в Америке, я очень благодарен ей за это. И, конечно, спасибо маме, что разрешила уехать.
— Как вы выбирали вуз?
— Тетя живет в штате Алабама. Я старался найти университет поближе к ней.
— Во сколько вам обошлась поездка? Удалось поступить на бюджет?
— Там вообще нет бюджетных отделений, везде нужно платить бешеные деньги. Мне согласились помочь отец и тетя.
Как я готовился? Сдал TOEFL. За два года мне удалось овладеть языком, чтобы пройти этот тест.
— Что бросилось в глаза, когда очутились в Америке?
— Там все огромное! Большой аэропорт, большие дороги, большие внедорожники. У них обычный магазин — как наш торговый центр.
Люди там тоже большие. У меня даже культурный шок случился. Большинство людей питаются фастфудом, потому что это недорого. Кафе с нормальной едой предназначены для представителей более высокого класса.
Когда идешь по улице, все тебе улыбаются: "Привет! Как дела?". Мне это очень понравилось. Когда вернулся сюда, друзья поначалу говорили: "Чего ты все время улыбаешься?". А я привык! Хотя в Нью-Йорке, например, более серьезные жители, они не обращают друг на друга внимания.
— Зато у них улыбка — дань вежливости, а у нас — от души.
— Вот иду я, например, грустный, а все вокруг такие жизнерадостные, общительные… Как-то легче становится и совершенно искренне хочется самому улыбаться. Мне кажется, даже неискренняя улыбка лучше искреннего недовольства.
— А как реагировали люди, когда узнавали, что вы из Кыргызстана?
— Спрашивали: "Это город? Это что вообще? Может, это Афганистан? Там стреляют?". Я даже носил футболку с картой своей страны. Показывал, где Китай, где Казахстан. У них очень плохо с географией.
— Может, отсутствие элементарных познаний в географии — результат их системы образования?
— Наверное. В старших классах школы учеников ставят перед выбором: предлагают изучать либо биологию, либо химию, либо географию. Почему-то последнюю мало кто выбирает. Скорее всего, она им неинтересна.
— Я там фактически выживал, не к кому было обратиться за помощью. Кроме того, мешал языковой барьер. В Кыргызстане мы можем выучить грамматику, но где тут практиковаться? Однако за шесть месяцев я смог хорошо овладеть языком. Очень рад, что рядом не оказалось ни одного человека, который говорил бы по-русски или по-кыргызски.
— У вас были какие-то сложности из-за различия культур?
— Да, я мусульманин и не ем свинину, а там ее обожают. Приходится объяснять, почему мне нужна пицца без бекона.
— Там не относятся к мусульманам как к террористам?
— Может, какие-то стереотипы и были, но мы же нормальные ребята, и они это видят.
— Учеба в США намного сложнее, чем у нас?
— Там удобнее потому, что можно самому выбрать время обучения и преподавателя. Даже есть специальные форумы, где обсуждают лекторов. Есть, например, такие записи: "Не выбирайте этого преподавателя, он всегда ставит "двойки"!".
— Сколько времени в день вы проводите на учебе?
— В понедельник, среду и пятницу у меня было три предмета по одному часу. Во вторник и четверг по одному уроку.
— Часто ли отчисляют?
— Часто. На одном предмете в начале семестра было 40 студентов, а доучились лишь 20. Нередко делают так: каждый дополнительный предмет преподают за отдельную плату. Если студент понимает, что не справляется, он просто перестает ходить на занятия. Деньги "сгорают", зато он не получает плохую отметку.
— А списать можно?
— Нет! Если кто-то заметит, что ты списываешь, то прикроет свою работу. Они очень не хотят получить "двойку" из-за того, что у них списывают.
— Во сколько вам обошлось обучение в университете?
— Первый год — в 14 тысяч долларов, не считая питания и проживания. Там все очень дорого. В какой-то момент стало настолько трудно платить, что я собрался перейти в другой вуз, но не в Америке, а в Турции. Потом переизбрали президента университета, и я ему обо всем рассказал. В итоге прошлым летом мне предложили стипендию — 3 тысячи долларов в год.
— Вы пытались найти работу?
— Да. Со второго семестра стал сам оплачивать проживание. Мы со знакомым сняли квартиру, и я каждый месяц платил за нее 250 долларов.
— А почему не поселились в общежитии? Судя по фильмам, там очень интересно!
— У нас есть общежитие, но оно мне не по карману. За пять месяцев нужно отдать 1 800 долларов.
— Как вы нашли работу? Сложно было?
— Через знакомых. Я три месяца мыл посуду в кофейне. За месяц зарабатывал 350 долларов, работая около 20 часов в неделю.
— Нет. Моим родителям и так было тяжело. Я не из самой обеспеченной семьи, и моя учеба очень била по карману. Конечно, я мог попросить еще денег — родители бы из кожи вылезли, но нашли их. Для меня вот это стыдно, а не мытье посуды.
Потом я устроился в ресторан быстрого питания, стал готовить сэндвичи и наггетсы.
— В Кыргызстане люди как зайдут в ресторан, так сразу чувствуют себя баями. У вас возникали проблемы с посетителями?
— Если клиент был чем-то недоволен, мы предлагали ему бесплатный сэндвич. Там отличный сервис, никто не хамит. Даже когда я ошибался, никаких проблем не возникало.
Сейчас я бармен в известной сети кофеен и получаю 8 долларов за час.
— Знаю, что вы стали преподавать русский язык. Это правда?
— Уже два года. Оказалось, что университет ищет преподавателя русского языка. Я подошел. Студентов у меня немного — максимум четыре человека в семестр.
— Зачем им русский?
— Они считают этот язык интересным. Одна студентка мечтала стать агентом ФБР. Ей сказали, что для этого нужно освоить либо китайский, либо русский. Она выбрала второе.
— Как вы стали обучать русскому языку, не имея специального образования?
— По книге. Там все понятно. Со временем начал разрабатывать свою методику. Спасибо моей учительнице по русскому языку Оксане Николаевне, ее уроки оказались очень полезными.
— После учебы останетесь в США или вернетесь на родину?
— Хочу поработать в Америке. Пока не планирую возвращаться, здесь еще нет условий. Я не хочу работать тут за 500 долларов, потому что там могу получать их, будучи простым посудомойщиком. Но как-то помочь стране все равно хочется.
— А женитесь вы на американке или на кыргызстанке?
— Не важно, главное, чтобы девушка была мусульманкой. На самом деле они не сильно отличаются. В Штатах есть и скромные девушки, и очень общительные. Посмотрим.