Тои, празднества, суаре, опен-эйры, юбилеи для кыргызстанцев стали чем-то вроде священнодействия. Мы проводим за праздничным столом едва ли не больше времени, чем за рабочим. Молодежь в Инстаграме выставляет "лукинг"-фотографии со свадеб наравне с популярными изображениями из уборных с губками "уточкой".
Обычно вы с очень серьезным видом, в "концерт койноке" (праздничной одежде) стоите вместе с такими же внушительного вида родственниками. Но есть и другой ракурс: вы с суровым лицом, словно у шахтера из Челябинска, сидите с полупьяным свояком на фоне ломящегося от обилия еды стола.
На свадьбах вас как будто подменяют. Вы уже не тот юморной работник банка с интеллигентными замашками. На тое вы имеете официальный титул — байке, тайаке, жезде, ака, ука. Там надо быть основательным дяденькой, ведь на вас смотрит когорта родственников до седьмого колена. Поэтому нужно надувать щеки, говорить тосты басом и не потеть. В общем, следует вести себя прилично. А то получите под столом пинок от жены, которая будет то ли улыбаться, то ли скалиться.
Вот на таких пиршествах я стал замечать, что для кыргызов очень важна внешняя атрибутика. Когда тамада начинает продавать кусок торта, чтобы пополнить казну молодоженов, большинство крутых байкешек начинают "играть" в аукцион Сотбис. "Даю пять баранов!" — кричит богатый фермер из дальнего угла, пока жена дергает его за рукав пиджака. Побеждает сильнейший. Неизвестный полковник обещает пять сотен долларов, с триумфом забирает торт, а деньги потом так и не отдает. Ведь для него главное — засветиться перед толпой здесь и сейчас.
Но свадьбы, поминки, похороны для кыргыза — это не просто "пришел, поел и ушел". Большинство приглашенных на той приносят с собой "ража", то есть свой вклад в копилку организатора. Таким образом массовые мероприятия окупаются. Получается своеобразная "черная касса", параллельная государству социально-страховая система. Такая взаимопомощь дает кыргызстанцу чувство локтя, социальной защищенности.
Для кыргызов семейные связи не просто важны, они — странообразующий элемент, этакая социальная сеть типа Фейсбука. Каждый отдельный гражданин связан невидимыми нитями, назовем их "Большой социальный круг".
Даже модные сегодня челленджи и хэштеги были давным-давно придуманы нашими предками. К примеру, метод ашара. Это один из видов социальной мобилизации, когда всем селом помогали построить молодоженам дом или возводили объекты общественной инфраструктуры.
Эту парадигму прекрасно иллюстрирует анекдот. Поймали фашисты трех красноармейцев: русского, украинца и кыргыза. Пленных привели к штурмбанфюреру СС. Военный чин приказал с пристрастием допросить русского и украинца, а кыргыза сразу же расстрелять. На недоуменный вопрос дойче официрен ответил: "Да знаю я этих кыргызов! Разговоришься, и тут же найдутся общие родственники. Придется отпустить".
Но тесные семейные связи имеют и резко негативные стороны. Кыргызчылык порождает непотизм, регионализм и коррупцию. В этой системе координат иногда нет места справедливости. В судах часто выигрывают те, у кого больше связей и денег.
В стране развернулась гонка тоев. На посиделки тратится более миллиарда долларов, присылаемых нашими трудовыми мигрантами. А ведь деньги, которые просто проедаются, можно вкладывать в развитие современных технологий.
Ради справедливости нужно сказать, что предпринимаются попытки разорвать порочный круг бездумных излишеств. Например, депутат Салянова инициировала закон, который юридически ограничит траты на пиршества. До этого святые отцы пытались вразумить паству.
Вот молодое поколение уже меньше подвержено тлетворному влиянию кыргызчылыка. Сейчас модны европейские свадьбы с минимумом гостей и путешествием в Дубай. Но основными донорами пиршеств выступают родители, для которых важны семейные отношения. Вот и получается, что "свадьба шумная гуляла, свадьбе было места мало"…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции