Миллиард на бешбармак, или Имидж ничто

© Sputnik / Табылды КадырбековНациональное блюдо Казы-карта. Архивное фото
Национальное блюдо Казы-карта. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
"Свадьба шумная гуляла, свадьбе было места мало". Для кыргызов семейные связи не просто важны, они странообразующий элемент, а без тоев не обходится ни одна кыргызская семья. А ведь деньги, которые просто проедаются, можно было вкладывать в развитие современных технологий, пишет колумнист Азамат Касыбеков.

Тои, празднества, суаре, опен-эйры, юбилеи для кыргызстанцев стали чем-то вроде священнодействия. Мы проводим за праздничным столом едва ли не больше времени, чем за рабочим. Молодежь в Инстаграме выставляет "лукинг"-фотографии со свадеб наравне с популярными изображениями из уборных с губками "уточкой". 

Мальчик везет стол верхом на осле. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
"Айылдын балдары", или Чем сельские ребята отличаются от городских
У взрослых немного другое. У всех, наверное, есть фотографии со свадьбы любимой племянницы. Присмотритесь к ним! Они отштампованы, как концертная программа большинства кыргызских торжеств, посвященных брачеванию. 

Обычно вы с очень серьезным видом, в "концерт койноке" (праздничной одежде) стоите вместе с такими же внушительного вида родственниками. Но есть и другой ракурс: вы с суровым лицом, словно у шахтера из Челябинска, сидите с полупьяным свояком на фоне ломящегося от обилия еды стола. 

На свадьбах вас как будто подменяют. Вы уже не тот юморной работник банка с интеллигентными замашками. На тое вы имеете официальный титул — байке, тайаке, жезде, ака, ука. Там надо быть основательным дяденькой, ведь на вас смотрит когорта родственников до седьмого колена. Поэтому нужно надувать щеки, говорить тосты басом и не потеть. В общем, следует вести себя прилично. А то получите под столом пинок от жены, которая будет то ли улыбаться, то ли скалиться. 

Вот на таких пиршествах я стал замечать, что для кыргызов очень важна внешняя атрибутика. Когда тамада начинает продавать кусок торта, чтобы пополнить казну молодоженов, большинство крутых байкешек начинают "играть" в аукцион Сотбис. "Даю пять баранов!" — кричит богатый фермер из дальнего угла, пока жена дергает его за рукав пиджака. Побеждает сильнейший. Неизвестный полковник обещает пять сотен долларов, с триумфом забирает торт, а деньги потом так и не отдает. Ведь для него главное — засветиться перед толпой здесь и сейчас.

Празднование национального праздника Нооруз в Бишкеке. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Пожелания на все случаи жизни на кыргызском. Как стать "своим" на тоях
У нас все-таки восточная культура. Для нас важна коллективность, в отличие от Запада, где культивируется индивидуализм. А в коллективе очень важно, что о тебе говорят и думают. Поэтому для любого кыргыза актуален лозунг "Имидж — все, жажда — ничто!". А присказка "Эл эмне дейт?" словно подстегивание камчой заставляет нашего человека организовать пиршество больше и роскошнее, чем у соседа. 

Но свадьбы, поминки, похороны для кыргыза — это не просто "пришел, поел и ушел". Большинство приглашенных на той приносят с собой "ража", то есть свой вклад в копилку организатора. Таким образом массовые мероприятия окупаются. Получается своеобразная "черная касса", параллельная государству социально-страховая система. Такая взаимопомощь дает кыргызстанцу чувство локтя, социальной защищенности. 

Для кыргызов семейные связи не просто важны, они — странообразующий элемент, этакая социальная сеть типа Фейсбука. Каждый отдельный гражданин связан невидимыми нитями, назовем их "Большой социальный круг". 

Даже модные сегодня челленджи и хэштеги были давным-давно придуманы нашими предками. К примеру, метод ашара. Это один из видов социальной мобилизации, когда всем селом помогали построить молодоженам дом или возводили объекты общественной инфраструктуры. 

Молодожены. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Кыргызские свадьбы за рубежом — видео самых оригинальных "тоев"
По сути, Кыргызстан остается большой деревней. Как шутят китайцы: "Вы, наверное, друг друга в лицо знаете". И это действительно так. Сеть незаметных родственных связей окутывает Кыргызстан, как легкая паутина. Кто-то всегда кому-то брат, сват, окул бала (крестный сын). В любой тусовке можно ткнуть в постороннего человека, и окажется, что это "близкий знакомый дальнего свата". 

Эту парадигму прекрасно иллюстрирует анекдот. Поймали фашисты трех красноармейцев: русского, украинца и кыргыза. Пленных привели к штурмбанфюреру СС. Военный чин приказал с пристрастием допросить русского и украинца, а кыргыза сразу же расстрелять. На недоуменный вопрос дойче официрен ответил: "Да знаю я этих кыргызов! Разговоришься, и тут же найдутся общие родственники. Придется отпустить".

Но тесные семейные связи имеют и резко негативные стороны. Кыргызчылык порождает непотизм, регионализм и коррупцию. В этой системе координат иногда нет места справедливости. В судах часто выигрывают те, у кого больше связей и денег. 

В стране развернулась гонка тоев. На посиделки тратится более миллиарда долларов, присылаемых нашими трудовыми мигрантами. А ведь деньги, которые просто проедаются, можно вкладывать в развитие современных технологий. 

Ради справедливости нужно сказать, что предпринимаются попытки разорвать порочный круг бездумных излишеств. Например, депутат Салянова инициировала закон, который юридически ограничит траты на пиршества. До этого святые отцы пытались вразумить паству. 

Сотрудница одного из столичных кафе. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
"Шашлык-машлык", "МордДональдс", или Что в имени тебе моем?
Но ввести "тормоза" — это то же самое, что отодрать духовные скрепы, которые держат монолит кыргызской ментальности. Как же тогда сохранить национальную идентичность, соответствуя при этом веяниям времени? Наглядный пример — Япония. Чтобы стать успешной страной, нужно повышать образованность населения, осваивать новые технологии и применять экономические рычаги. Людям, особенно в селе, следует создавать условия для ведения бизнеса. С ростом благосостояния у народа появится чувство умеренности. 

Вот молодое поколение уже меньше подвержено тлетворному влиянию кыргызчылыка. Сейчас модны европейские свадьбы с минимумом гостей и путешествием в Дубай. Но основными донорами пиршеств выступают родители, для которых важны семейные отношения. Вот и получается, что "свадьба шумная гуляла, свадьбе было места мало"…

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Лента новостей
0