00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
Жаңылыктар
09:00
4 мин
Ежедневные новости
10:00
4 мин
Жаңылыктар
11:01
3 мин
Ежедневные новости
12:01
3 мин
Жаңылыктар
13:01
4 мин
Ежедневные новости
14:01
4 мин
Жаңылыктар
15:01
3 мин
Ежедневные новости
16:01
4 мин
Жаңылыктар
17:01
3 мин
Ежедневные новости. Погода на завтра
18:00
6 мин
Жаңылыктар
09:00
4 мин
Ежедневные новости
10:00
4 мин
Жаңылыктар
11:01
4 мин
Ежедневные новости
12:01
3 мин
Жаңылыктар
13:01
4 мин
Ежедневные новости
14:00
4 мин
Жаңылыктар
15:00
4 мин
Ежедневные новости
16:01
3 мин
Жаңылыктар
17:01
4 мин
18:57
2 мин
ВчераСегодня
К эфиру
г. Бишкек89.3
г. Бишкек89.3
г. Каракол89.3
г. Талас101.1
г. Кызыл-Кия101.9
г. Нарын95.1
г. Чолпон-Ата105.0
г. Ош, Джалал-Абад107.1

"Айылдын балдары", или Чем сельские ребята отличаются от городских

© AFP / VYACHESLAV OSELEDKOМальчик везет стол верхом на осле. Архивное фото
Мальчик везет стол верхом на осле. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
Они обладают хорошей нервной системой, физически выносливы, напористы и решительны. А главное — лишены того идеализма и инфантилизма, которыми грешат городские аборигены, пишет колумнист Азамат Касыбеков о сельских ребятах.

Когда меня, столичного пацана, добровольно-принудительно отправляли в село на "курсы повышения квалификации", я чувствовал себя полным лошарой. Родителей можно понять: они хотели, чтобы отпрыск пополнил не только словарный запас кыргызского языка, но и жизненный опыт и, наконец, просто физически окреп. Для меня же вояж в родные пенаты отца был чем-то вроде ссылки в Сибирь. 

Молодежь в калпаке и с флагом в рука. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
"Элдин балдары", или У кыргызов собственная гордость
В пахнущей навозом и свежим хлебом глубинке я чувствовал себя чужаком, инопланетянином. Все валилось из рук. Во время покоса, срезая траву серпом, поранил руку. Даже телята, словно издеваясь, убегали "на волю, в пампасы", и мне приходилось часами гоняться за глупыми животными. Мне было тяжело копать огород. Я плохо держался в седле, а в хлеву вообще не мог находиться долго из-за жуткого амбре. Байкешки, увидев мои натужные попытки справиться с "брыкающимися" сельхозинструментами, снисходительно приговаривали: "А, бул шаардык бала!" ("Это же городской мальчик!"). 

А вот "айылдын балдары" (сельские ребята) были совсем другими. Эти хлопцы с перманентным румянцем на щеках, отличающим жителей высокогорных селений, могли многое. Например, "взлететь" на коне на вершину горы. Или за полчаса накидать в сеновал огромный стог пахучей соломы. Или разобрать вареную голову барана на части, словно автомат Калашникова. 

Большинство "айылдын балдары" были физически крепкими, небольшого роста ребятами с ироничным и одновременно добродушным отношением к жизни. 

Их и напомнил мне школьник Бекжан Кармышаков, случайно пробежавший полумарафон на Иссык-Куле. Это для нас бег на такие дистанции — испытание воли, нервов и мышц, а для деревенских — просто прогулка на свежем воздухе. 

Мальчишка не просто бежал, но и успевал подбадривать утомившихся бегунов, вдохновляя их на обгон и подкармливая конфетами и печеньем. Он напомнил мне неугомонного юного тренера из сюжета "Я с тобой, Вася!" детского киножурнала "Ералаш". "Я бегаю по утрам, мне несложно пробежать такое расстояние", — признался Бекжан корреспонденту Sputnik Кыргызстан. Можно предположить, что он не только каждый день бегает за коровами, но и успевает учиться, помогать матери по дому, чистить кошару и ремонтировать изгородь вместе с отцом. 

Почему мы отказываемся от семьи, или Как научить студентов КР брать свое
Неудивительно, что "айылдын балдары" достигают больших успехов в столице. Они обладают хорошо сохранившимися нервной и психосоматической системами, физически выносливы, напористы и решительны. А главное — лишены того идеализма и инфантилизма, которыми грешат городские аборигены. 

"Айылдын балдары" — это такие трудовые мигранты локального разлива. Они меньше стоят, но больше работают. Присмотритесь внимательно — у большинства депутатов Жогорку Кенеша, несмотря на внешний лоск и презентабельность, прослеживается намертво въевшийся сельский загар. "Айылдын балдары" везде — в президентском аппарате, в правительстве, в ГУВД, УВД, РайОО и даже в Национальной академии наук. Они захватили почти все. Они вытеснили столичных жителей с мест естественного обитания. 

Для рафинированных интеллектуалов внутренняя миграция стала катастрофой. Провинциалы уже вытесняют фрунзенских ребят из финансовых оазисов — и тут, конечно, возник конфликт. Поэтому в обиходе появилось обидное слово "мырк", которым обозначают "понаехавшее" грубое, бескультурное существо. 

Некоторые разочарованные бишкекчане стали писать философские опусы о "мырканизации" всего. По их словам, столица Кыргызстана напоминает Рим, павший под ударами варваров. Культуре конец, цивилизации конец. Остался лишь голый остов невежества… 

Жители Бишкека ждут на остановке общественный транспорт. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Почему надо казнить за слово "мырк", или Как бишкекчане становятся снобами
Конечно, не все так мрачно, но это явление иллюстрирует интересный зоологический случай, описанный в газете Daily Mail. Оказывается, сегодня в лесах и парках Великобритании катастрофическими темпами растет численность черных белок. Эти грызуны появились в результате генной мутации серых собратьев. Темненькие млекопитающие отличаются более высоким уровнем тестостерона, что делает их агрессивнее и способнее к выживанию. Кстати, серые белки были завезены на Туманный Альбион из Северной Америки во второй половине XIX века и почти полностью вытеснили эндемичный (местный) вид белок, имеющих рыжий окрас. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Лента новостей
0