Нет, вы только представьте: раньше жители села Кулунду Лейлекского района Баткенской области заказывали на свадьбу по десять "крайслеров", причем обязательно одного цвета. Там, оказывается, вообще все по-другому… Впрочем, 29-летний молодежный лидер Бакыт Кулматов сам все расскажет.
— Почему вы, молодой и здоровый, не ищите красивой жизни, покоряя какой-нибудь мегаполис?
Но тут люди другие. У нас в селе тебе всегда помогут. А в городе скажешь кому-нибудь: "У меня есть знакомый, замечательный парень, — помоги с работой", и сразу нарвешься на вопрос: "Что мне за это будет? Какая выгода?". Это меня шокировало.
— Кем вы тут работали?
— Торговал на строительном рынке, но когда точку перенесли на новое место, торговля встала. Я вернулся в село и стал заниматься углем.
— В Кулунду это не расценили как поражение?
— Нет, я же смог сразу найти работу. Если бы я не пригодился ни в Бишкеке, ни здесь, конечно, было бы по-другому.
— С какими проблемами вы столкнулись, когда уже взрослым приехали на родину?
— Я вернулся в 2010 году, когда начались этнические столкновения. В нашем селе проживают люди разных национальностей, мы не могли допустить, чтобы конфликт начался и у нас. Иногда ведь в Кыргызстане не то что между национальностями — между родами нет единства!
Мы стали активно работать с молодежью. В Институте развития молодежи нам рассказали, как предотвращать межэтнические конфликты. Мы провели Фестиваль мира, различные встречи и беседы, старались собирать всю молодежь на праздники.
— А почва для межнациональных столкновений была?
— Помню один конфликт: паренек-кыргыз поругался с ровесником-узбеком. Просто кто-то кому-то сказал неприятное слово — и вот кыргыз собрал своих друзей и пришел с ними домой к узбеку. Хорошо, что власти быстро отреагировали, и в результате ребят помирили.
— Какие еще проблемы были в селе?
— С водкой. Мы справились очень просто: активисты обращались к каждому продавцу с просьбой не торговать спиртным, обещали оплатить убытки. Но все и так добровольно отказались продавать алкоголь, правда, три человека попросили отсрочки, так как им пришлось выплачивать кредиты.
— И молодежь сама на все это подписалась?
— Да. Еще мы вместе с правоохранительными органами устраивали рейды против организации азартных игр. И знаете, раньше было модно с шиком справлять свадьбы — люди заказывали из Таджикистана по десять "крайслеров" одного цвета…
— Что?! Я на свою свадьбу поехала на стареньком "Митсубиси", а вы там отжигаете! Сколько это все стоит?
— Одна машина — от 8 до 10 тысяч сомов. Конечно, для молодой семьи это очень дорого. К счастью, сейчас люди отказались от таких трат.
— Какое самое доброе дело вы сделали?
— Одна сельская семья осталась без дома — он сгорел. Тогда мы с ребятами собрали по всему селу деньги и построили новый пятикомнатный дом. Вы бы видели, как были счастливы эти люди!
— Есть и те, кто спрашивает: "Что вы тут прохлаждаетесь?". Не понимают… Но со временем к нам примыкает все больше молодежи. Сейчас к нашим начинаниям присоединились семь сел. Родители подростков часто благодарят нас за то, что стало меньше конфликтов и драк. Можно спокойно ходить по улицам.
— А как ваша семья реагирует на то, что вы все время где-то пропадаете?
— У меня жена и трое детей, и я на всех нахожу время. Успеваю и работать, и делать что-то полезное для общества, и с детьми посидеть. Видите, какая гармония!