БИШКЕК, 24 авг — Sputnik, Мария Шелудякова. Турецкие самолеты впервые после инцидента с российским бомбардировщиком Су-24 появились в воздушном пространстве Сирии. Политологи расходятся в оценках происходящего, но соглашаются, что пока не понятно, согласовала ли Анкара свои действия с Вашингтоном или Москвой.
Анкара утверждает, что операция проводится против группировки "Исламское государство", а ее основная цель — предотвращение новой миграционной волны и очистка района от террористических элементов.
Однако, по мнению директора Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семена Багдасарова, развитие ситуации в Сирии свидетельствует о том, что ИГ уходит на второй план, а на первом появляется курдская проблема.
"Обстановка уже совсем запутанная, потому что США оказывают турецкой армии авиационную поддержку. А Россия где? Ситуация развивается совершенно не так, как виделось российским властям. Недоучет курдского фактора приводит к серьезным последствиям. Готовы ли мы к решению этой проблемы на Ближнем Востоке? У меня большие сомнения", — заявил Багдасаров.
Прямая угроза
Политолог напомнил, что не так давно США оказывали авиационную поддержку Турции в ходе взятия сирийского Манбиджа — тогда курдские отряды повернули в сторону Джараблуса. По мнению эксперта, именно после этого турецкие власти приняли решение ускорить наступление.
Более того, события разворачиваются на фоне начала войны между Дамаском и провозглашенной курдами Федерацией Северная Сирия.
"Что будет дальше — самое интересное. Как американцы разыграют ситуацию между курдами и турками? " — задается вопросом политолог.
Стоит отметить, что поводом для наступления мог стать и теракт в турецком Курдистане, который произошел на днях. Ответственность взяли на себя террористы "Исламского государства".
Согласовано?
Другой политолог, руководитель Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока Гумер Исаев считает, что турецкое наступление может быть связано с попыткой государственного переворота в Турции, так как именно военные этой страны выступали против любых боевых операций в Сирии.
В последнее время турецкие власти неоднократно заявляли о принципиально новых подходах к урегулированию сирийского кризиса и желании наконец решить этот вопрос. Причем утверждалось, что Турция намерена учитывать интересы Сирии и США.
"Была ли договоренность с Россией — сложный вопрос, потому что нужно разделять политическую риторику турецкого руководства и реальные шаги, — считает политолог. — Переговоры между Путиным и Эрдоганом однозначно касались в первую очередь не экономики, а сирийского вопроса. Президенты встречались не зря, и многие с оптимизмом начали смотреть в сторону Сирии".
Политолог сомневается, что действия Турции согласованы, но "контуры могли быть обозначены".
В среду также стало известно, что Владимир Путин посетит Турцию 31 августа. Российский лидер проведет переговоры с Реджепом Тайипом Эрдоганом.
Примечательно, что сейчас в Анкаре находится вице-президент США Джо Байден.
"Визит Байдена не случайность, — полагает Исаев, — однако утверждать, что американцы надавили на Турцию, все-таки нельзя. Возможно, сейчас мы наблюдаем согласование действий по Сирии, но внешняя политическая позиция Турции переменчива, что мы видели на примере событий последних месяцев".
По кому ударили: ИГ или курдам?
Против кого направлены военные действия Турции — принципиальный вопрос. Ответы будут только после того, как мировые державы озвучат свою реакцию.
Пока Турция действует в рамках той концепции, которая удовлетворяет всех, считает Исаев. Если же она выйдет за рамки, мы услышим другую риторику. Востоковед считает, что сейчас Турции необходима маленькая победоносная война и срочное решение болезненного сирийского вопроса.
"Формально Анкара борется с ИГ, и это важно для нее. Вопрос в том, что будет дальше", — заявил Исаев.
По его словам, Россию в начале операции в Сирии тоже поддерживали США, так как она ударила по позициям "Исламского государства", но после Вашингтон внезапно изменил свое мнение, посчитав, что РФ наносит удары по другим силам.