00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
Ежедневные новости
06:00
4 мин
Жаңылыктар
Жаңылыктар. Чыгарылыш 07:00
07:00
5 мин
Күн башат
Акыркы коңгуроо, бүтүрүү кечелери кандай форматта өтөт?
07:06
48 мин
Ежедневные новости
08:00
4 мин
On air
08:49
7 мин
Жаңылыктар
Жаңылыктар. Чыгарылыш 09:00
09:00
4 мин
Күн башат
Россия-Ислам дүйнөсү: Казань форуму 2024 — кандай чечимдер кабыл алынды?
09:04
46 мин
Ежедневные новости
12:01
3 мин
On air
12:54
6 мин
Жаңылыктар
Жаңылыктар. Чыгарылыш 13:00
13:01
4 мин
Sputnikteн сүйлөйбүз
Кыймылсыз мүлктү каттоо, күрөөгө коюу үчүн камсыздандыруу полисин талап кылынабы?
13:05
24 мин
Sputnikteн сүйлөйбүз
Скальпелсиз хирургия же эндоваскулярдык операция кимдерге жасалат?
13:34
25 мин
Ежедневные новости
14:01
3 мин
Жаңылыктар
Жаңылыктар. Чыгарылыш 15:00
15:01
3 мин
Ачык кеп
ЕАЭБ балдар оюнчуктарынын коопсуздук деңгээлин жогорулатуу боюнча иш алып барууда
15:04
44 мин
Ежедневные новости
16:01
3 мин
Жаңылыктар
Жаңылыктар. Чыгарылыш 17:00
17:01
3 мин
Экономикалык панорама
Алтын өтө тездик менен кымбаттоодо. Себеби эмнеде?
17:04
43 мин
Ежедневные новости
18:01
5 мин
Жаңылыктар
Жаңылыктар. Чыгарылыш 19:00
19:01
4 мин
Стимул
Мырзабекова: “Ар бир аялзатына өзү сүйгөн жумуш менен алектенүү абдан маанилүү”
19:05
44 мин
Ежедневные новости. Погода на завтра
20:00
5 мин
On air
20:47
7 мин
Ачык кеп
ЕАЭБ балдар оюнчуктарынын коопсуздук деңгээлин жогорулатуу боюнча иш алып барууда
23:04
44 мин
Ежедневные новости
06:00
5 мин
Жаңылыктар
Жаңылыктар. Чыгарылыш 07:00
07:00
5 мин
Күн башат
Россия-Ислам дүйнөсү: Казань форуму 2024 — кандай чечимдер кабыл алынды?
07:05
46 мин
Ежедневные новости
08:00
3 мин
Жаңылыктар
Жаңылыктар. Чыгарылыш 09:00
09:00
4 мин
Күн башат
Китепканалардын көйгөйү эмнеде? Китеп саясаты
09:04
51 мин
Ежедневные новости
Ежедневные новости. Выпуск 12:00
12:01
3 мин
Будь в курсе
Как выбирают профессию пограничника?
12:04
43 мин
Жаңылыктар
Жаңылыктар. Чыгарылыш 13:00
13:01
3 мин
Sputnikteн сүйлөйбүз
Туризмди санариптештирүү кечеңдеп жатабы — Кыргызстан дүйнөлүк аренага чыгуу мүмкүнчүлүгү келди
13:04
25 мин
Sputnikteн сүйлөйбүз
Кыймылсыз мүлктү каттоо, күрөөгө коюу үчүн камсыздандыруу полисин талап кылынабы?
13:31
24 мин
Ежедневные новости
Ежедневные новости. Выпуск 14:00
14:01
3 мин
Особый акцент
Как распознать порок сердца у не родившегося ребенка — беседа с диагностом
14:05
60 мин
Ачык кеп
Кыргызстанда вирустук гепатитке массалык текшерүү жүргүзүлөт. Изилдөө кантип жана эмне үчүн ишке ашырылат?
15:05
44 мин
Ежедневные новости
Ежедневные новости. Выпуск 16:00
16:01
3 мин
Максимальный репост
Дачники КР требуют решить свои проблемы. Нужен ли для этого новый закон?
16:05
38 мин
Жаңылыктар
Жаңылыктар. Чыгарылыш 17:00
17:01
3 мин
Көз мончок
“Сабаттуу сүйлөө – келечектеги ийгиликтин ачкычы”. Так жана кооз сүйлөө адамдын жашоосунда канчалык маанилүү?
17:04
47 мин
Ежедневные новости
Ежедневные новости. Выпуск 18:00
18:01
5 мин
Тема дня
Общая история России и Кыргызстана: как сформировать позитивное отношение к ней у молодежи
18:07
39 мин
Жаңылыктар
Жаңылыктар. Чыгарылыш 19:00
19:01
5 мин
Туяк
Калемдештери суктанып окуп, өзүнүн бир да китеби чыкпай калган акын. Эскерүү
19:06
51 мин
Ежедневные новости
Ежедневные новости. Выпуск 20:00
20:01
5 мин
Об экономике и не только
Экономика и безопасность – что обсуждали на Валдайском форуме в Уфе?
20:06
44 мин
Ачык кеп
Кыргызстанда вирустук гепатитке массалык текшерүү жүргүзүлөт. Изилдөө кантип жана эмне үчүн ишке ашырылат?
23:05
44 мин
ВчераСегодня
К эфиру
г. Бишкек89.3
г. Бишкек89.3
г. Каракол89.3
г. Талас101.1
г. Кызыл-Кия101.9
г. Нарын95.1
г. Чолпон-Ата105.0
г. Ош, Джалал-Абад107.1

Опасная близость — сносить дома или переносить аэропорты

© AFP / TED ALJIBEПожар в Маниле
Пожар в Маниле - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
После авиакатастрофы под Бишкеком вновь подняли вопрос о переносе аэропортов за черту городов. Параллельно возникла другая проблема — что делать с домами близ этих аэродромов? Практически возле всех действующих авиаузлов Кыргызстана есть жилые строения.

Жить в радиусе трех километров от аэропорта запрещено законом. Однако практически по всему Кыргызстану эта норма не соблюдается. Расстояние между взлетной полосой аэропорта "Манас" и жилыми домами под Бишкеком — менее километра. В других городах страны эта дистанция еще меньше. Эксперты опасаются, что авиакатастрофа может произойти и близ остальных 10 аэропортов.

Авиакатастрофа под Бишкеком позволила извлечь несколько уроков. Один из них — жить возле аэропорта небезопасно. Чтобы уберечь людей, в Кыргызстане есть специальные законы. Но защищают ли они граждан? Sputnik Кыргызстан разбирался в вопросе с компетентными людьми.

Можно ли строить жилые дома возле аэропортов? 

По словам начальника отдела сертификации аэропортов Агентства гражданской авиации (АГА) Канатбека Бейшеналиева, радиус запрета строительства для международных аэропортов составляет 3 километра. Для воздушных узлов, обслуживающих внутренние рейсы, — 2 километра. Однако эти нормы были приняты только 6 августа 2015 года и вступили в силу в начале прошлого года. Закон не имеет обратной силы, поэтому снести уже существующие дома невозможно, говорит эксперт.

Так только в Бишкеке? 

Многие аэропорты Кыргызстана расположены в черте города, утверждает Бейшеналиев. Всего в стране 11 действующих воздушных гаваней. Пять международных: в Бишкеке, Оше, Чолпон-Ате, Караколе, Баткене и шесть внутренних: в Исфане, Джалал-Абаде, Нарыне, Казармане, Таласе и Караване. Например, в Джалал-Абаде аэропорт находится в центре города и окружен домами. 

© Фото / Талгат Бакиев Аэропорт в Джалал-Абаде. Мэр Салайдин Авазов: все дома, построенные возле аэропорта, возведены в соответствии с законом
Аэропорт в Джалал-Абаде. Мэр Салайдин Авазов: все дома, построенные возле аэропорта, возведены в соответствии с законом - Sputnik Кыргызстан
1/5
Аэропорт в Джалал-Абаде. Мэр Салайдин Авазов: все дома, построенные возле аэропорта, возведены в соответствии с законом
© Фото / Зулфия Тургунова Аэропорт Оша. Мэр Айтмамат Кадырбаев: возле аэропорта, кажется, нет домов, только с юго-западной стороны несколько строений
Аэропорт Оша. Мэр Айтмамат Кадырбаев: возле аэропорта, кажется, нет домов, только с юго-западной стороны несколько строений - Sputnik Кыргызстан
2/5
Аэропорт Оша. Мэр Айтмамат Кадырбаев: возле аэропорта, кажется, нет домов, только с юго-западной стороны несколько строений
© Фото / Улан Маккамбаев Аэропорт в Баткене. Мэр Абдыгапар Матказыев: между аэропортом и домами расстояние около 500 метров. В ближайшие годы планируем перенести аэродром за черту города
Аэропорт в Баткене. Мэр Абдыгапар Матказыев: между аэропортом и домами расстояние около 500 метров. В ближайшие годы планируем перенести аэродром за черту города - Sputnik Кыргызстан
3/5
Аэропорт в Баткене. Мэр Абдыгапар Матказыев: между аэропортом и домами расстояние около 500 метров. В ближайшие годы планируем перенести аэродром за черту города
© Фото / Азат Коюлчиев Аэропорт в Казармане. Мэр Омор Доолотов: расстояние между аэропортом и ближайшими домами — около 500 метров
Аэропорт в Казармане. Мэр Омор Доолотов: расстояние между аэропортом и ближайшими домами — около 500 метров - Sputnik Кыргызстан
4/5
Аэропорт в Казармане. Мэр Омор Доолотов: расстояние между аэропортом и ближайшими домами — около 500 метров
© Sputnik / Акылбек БатырбековАэропорт близ Бишкека. По данным Сокулукского госрегистра, расстояние между взлетной полосой и жилыми домами — менее километра
Аэропорт близ Бишкека. По данным Сокулукского госрегистра, расстояние между взлетной полосой и жилыми домами — менее километра - Sputnik Кыргызстан
5/5
Аэропорт близ Бишкека. По данным Сокулукского госрегистра, расстояние между взлетной полосой и жилыми домами — менее километра
1/5
Аэропорт в Джалал-Абаде. Мэр Салайдин Авазов: все дома, построенные возле аэропорта, возведены в соответствии с законом
2/5
Аэропорт Оша. Мэр Айтмамат Кадырбаев: возле аэропорта, кажется, нет домов, только с юго-западной стороны несколько строений
3/5
Аэропорт в Баткене. Мэр Абдыгапар Матказыев: между аэропортом и домами расстояние около 500 метров. В ближайшие годы планируем перенести аэродром за черту города
4/5
Аэропорт в Казармане. Мэр Омор Доолотов: расстояние между аэропортом и ближайшими домами — около 500 метров
5/5
Аэропорт близ Бишкека. По данным Сокулукского госрегистра, расстояние между взлетной полосой и жилыми домами — менее километра

Как решить проблему? 

Со слов эксперта, другие страны тоже сталкиваются с такой проблемой. Например, в Гонконге (Китай) самолеты иногда пролетают между небоскребами. Некоторые страны закрывают аэропорты и переносят их в другое место. Есть практика эксплуатации воздушных узлов только в дневное время. 

© Пресс-служба правительства / Сабыр АильчиевМухамметкалый Абулгазиев: вопрос о переносе жилых домов близ аэропортов рассмотрим после устранения последствий авиакатастрофы
Первый вице-премьер-министр Абулгазиев Мухамметкалый - Sputnik Кыргызстан
Мухамметкалый Абулгазиев: вопрос о переносе жилых домов близ аэропортов рассмотрим после устранения последствий авиакатастрофы

В разговоре с корреспондентом Sputnik Кыргызстан первый вице-премьер Мухамметкалый Абулгазиев сказал, что пока такой вопрос в правительстве не поднимался. По его словам, сначала нужно закончить работу с последствиями авиакатастрофы под Бишкеком. 

"По результатам расследования решим, будет ли здесь оставаться населенный пункт. О возведении домов речи пока нет. Примем отдельное решение, обсудив вопрос с представителями правительства и Жогорку Кенеша", — сказал вице-премьер. 

Он добавил, что участки в дачном поселке, где произошло авиакрушение, давали во временное пользование для выращивания сельхозпродукции. Эти дома не могут служить постоянным местом жительства. 

 Официальное название села Дача СУ — дачно-садовое товарищество "Аэрофлот". В 2012 году организация прошла перерегистрацию. До этого земля находилась в пользовании ОО "Авиатор". 

Пострадавшие дома в результате крушения самолета Boeing-747 недалеко от аэропорта Манас в селе Дача-Суу - Sputnik Кыргызстан
Что мы знаем о селе Дача-СУ: 5 фактов о месте, где разбился самолет
Как сообщил начальник отдела землеустройства и регистрации прав на недвижимость Сокулукского района Казыбек Кубатов, в 1986 году более 20 гектаров этой земли раздали для развития садоводства. 

"Официально участки отдали под садоводческие нужды. На этом месте построили дачи и посадили деревья. Затем отдельные люди стали проживать там постоянно и оформили землю как частную собственность. Закон не запрещает им там жить", — сообщил сотрудник Госрегистра.

В Государственном агентстве архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства признали эту проблему. Статс-секретарь ведомства Самат Борубаев в среду в эфире парламентского радио заявил, что жилые дома возле аэропорта Бишкека незаконны.

"Такая проблема возле многих аэропортов. Работа по переносу аэродрома в Джалал-Абаде, Оше, Баткене, Караколе ведется три-четыре года. Когда закончим разбираться с последствиями авиакатастрофы под Бишкеком, начнем искать доноров для перемещения аэропортов — на сегодня это наша задача", — пообещал Борубаев.

Он также затронул тему переноса домов, сказав, что правительство не может просто снести жилье. 

© Sputnik / Таалайгуль УсенбаеваАйнагуль Усенова, жительница села Дача СУ: если бы правительство нас поддержало, тут многие с радостью переехали бы.
Айнагуль Усенова, жительница села Дача СУ: если бы правительство нас поддержало, тут многие с радостью переехали бы. - Sputnik Кыргызстан
Айнагуль Усенова, жительница села Дача СУ: если бы правительство нас поддержало, тут многие с радостью переехали бы.

По словам жительницы Дача СУ Айнагуль Усеновой, многие проживающие тут хотят переехать, но не имеют возможности. Просит помощи у правительства.

"Если бы правительство поддержало нас, предоставив другую землю, пусть хотя бы четыре сотки в этом же Сокулукском районе, и помогло построить дома, многие с радостью переехали бы отсюда. Лично я съехала бы, несмотря на все нажитое. И так думаю не только я", — сказала жительница села Дача СУ.

Мнение "авиаторов"

Бывший директор Агентства гражданской авиации (АГА) Кыргызстана Эрмек Омуралиев считает, что власть и простые граждане должны извлечь уроки и начать соблюдать нормы безопасности. По его словам, в АГА часто поступают письма от жителей регионов, проживающих близ аэропортов, с просьбой дать разрешение на расширение жилья.

"Мы даем им разъяснение, что в радиусе трех километров от аэропорта нельзя жить. Граждане, проживающие близ аэродромов, должны задуматься. Некоторые даже предлагают простым жителям начать просить землю, а сами покупают ее не для жилья, а ради выгоды. Например, если аэропорт начнет расширяться, он может выкупить этот участок. Есть и такие", — говорит экс-глава агентства.

Однако не все рядовые жители способны самостоятельно сменить место проживания. По мнению другого экс-директора АГА Эркина Исакова, правительство должно проявить политическую волю и предоставить гражданам, живущим возле аэродромов, другие участки.

Сотрудники МЧС на месте крушения самолета недалеко от аэропорта Манас - Sputnik Кыргызстан
Уроки авиакатастрофы, или Почему Кыргызстан оказался не готовым к ЧП
"Нет гарантий, что это (авиакатастрофа. — Ред.) не произойдет в любой момент по стечению обстоятельств. И авиационное происшествие может случиться не только близ аэропорта", — считает Исаков. 

Таким образом, по мнению специалистов, ситуация такова: юридическая коллизия позволила отстроить гражданам жилье близ аэропортов, при том что жить там нельзя. Однако, как говорят в госорганах, дома находятся в частной собственности, поэтому власти не могут ничего предпринять. Эксперты предлагают правительству выкупить эти земли, а в тех местах, где снос невозможен, например в Джалал-Абаде, рекомендуется переместить аэропорты за черту города.

Лента новостей
0